Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Страница 1

Основы психологии » Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента

Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компонента: общая активность, особ-ть моторной сферы, св-ва эмоциональности. Общая психич активность индивида определяется интенсивностью и объемом взаимодействия чел с окр средой – физич и соц (заключается в тенденции лич-ти к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешн действительности). Чел м.б. инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Гр кач-в, составляющих двигательный, или моторный компонент Т, тесно примыкает к 1-му компоненту. Ведущую роль во 2-м компоненте играют кач-ва, связаные с ф-цией двигательного и речедвигательного аппарата. Среди динамических кач-в выделяют такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд др признаков мышечного движения. Совокуп-ть особ-тей мышечной и речевой моторики составляют ту сторону Т, кот легче всего поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о Т. 3-им компонентом Т является «эмоциональность», представляющая собой комплекс св-в и кач-в, характеризующих особ-ти возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент Т очень сложен и обладает собственной структурой, состоящей из впечатлительности, импульсивности и эмоц лабильности. Впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоц воздействиям, способ-ть его найти основание для эмоц р-ции. Импульсивность – быстрота, с кот эмоции становятся побудительной силой действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоц лабильность – скорость, с кот прекращается данное эмоц состояния или происходит смена одного переживания др. Связанные воедино все компоненты Т позволяют говорить о целостности проявлений Т и относительно четко отличать Т от др психич образований лич-ти.

В истории учения о лич-ти выделяют 3 основные системы взглядов на вопрос о факторах, обусловливающих проявление Т: гуморальные теории, морфологические и психофизиол.

Самыми древними являются гуморальные теории. Они основаны на связи Т со св-вами тех или иных жидких сред организма. Наиб ярким представителем этой гр является классиф-ция Т, разработанная Гиппократом. Он считал, что Т определяется соотношением между 4-мя жидкостями, циркулирующими в организме, – кровью, желчью, черной желчью и слизью. У чел есть все 4 жидкости, но одна из них преобладает. Соотношение этих жидкостей обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), кот в переводе на латинский язык звучит как «temperamentum». В зависимости от преобладания жидкости в организме Гиппократ выделил 4 группы Т: сангвиник (от латинского sangius – кровь), холерик (от греческого cholе – желчь), меланхолик (от греческого melaina chole – черная желчь) и флегматик (от греческого phlegma – слизь). Близко к гуморальным теориям Т стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлениий Т лежат св-ва системы кровообращения: толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д. Холерик – малый просвет и толстые стенки сосудов; сангвиник – малый просвет и тонкие стенки; меланхолик – большой просвет и толстый стенки; флегматик – большой просвет и тонкие стенки. Согласно теории Лесгафга, калибром сосудов и толщиной их стенок определяется быстрота и сила кроветока, затем (как производное) – скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивид-ная хар-ка Т.

Страницы: 1 2 3 4


Содержание управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности: • прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; • предупреждение или стимулирование конфликта; • регулирование конфликта; • разрешение конфликта. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, ...

Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника. Понятийный аппарат проблемы творчества
Проблема творчества в наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали уча ...

Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой. Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотру ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru