Мышление как высшая форма познания. Виды мышления
Страница 2

Основы психологии » Мышление как высшая форма познания. Виды мышления

Мышление как действие. Вюрцбургская школа рассматривает мышление как внутреннее действие (акт). Мышление - это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось "все, что не имеет характера ощущений", все разнообразие категориальных синтезов, вся системы категорий. Мышление - это работа "я", подчиненная определенной задаче, из которой исходит детерминирующая тенденция. Наиболее важной формой проявления действия детерминированных тенденций является детерминированная абстракция (отвлечение под влиянием задачи от одних сторон раздражителя и восприятие, запоминание, осознавание других). Именно она придавала мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мысли. Эта школа использовала также понятие установки, для обозначения состояний, возникающих у испытуемого, принявшего задачу. Под установкой понимались неопределенные, трудно анализируемые состояния сознания, регулирующие в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления. Основным методом изучения мышления признавалось самонаблюдение.

Мышление как функционирование интеллектуальных операций. О.Зельц понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций (генетический и функциональный анализ). Основные интеллектуальные операции: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Различные комбинации этих операций образуют методы решения задач. О.Зельц впервые стал исследовать мышление как процесс, разворачивающийся во времени, с его последующими стадиями и этапами.

Мышление как акт переструктурирования ситуаций Идея априорно существующих интеллектуальных способностей - задатков - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гешталльтеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В гештальтпсихология первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, но некоторые целостные образования - конфигурации, формы или "гештальты". Главным объектом изучения было восприятие, а затем мышление. Исходным фактором при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы: близость, сходство, направленность к хорошей фигуре. Мышление понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Применительно к человеку был введен метод думанья вслух, а также метод наводящих задач (систематических подсказок).

Функциональное развитие выражается в том, что одни и те же элементы ситуации имеют разное значение для испытуемого на разных этапах решения задач. Именно с этим связаны явления переструктурирования.

Мышление как поведение Бихевиоризм (XX в. Дж. Уотсон) - основной структурной единицей поведения считалась связь стимула и реакции. Мышление понималось очень расширительно, отождествляясь с внутренней речью и средствами невербальной коммуникации. Мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение. Мышление рассматривалось как процесс формирования практических умений и навыков, связанных с решением задач. Дж. Уотсон выделял три основных формы мышления: 1) простое развертывание речевых навыков (стихи, цитаты - без изменения порядка слов); 2) решение задач, не новых, но редко встречающихся, так, что они требуют пробуждающего словесного поведения (попытки вспомнить позабытые стихи); 3) решение новых задач, которые ставят организм в тяжелое положение, требующего словесного решения до того как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие. Процесс приобретения новых форм поведения - это закрепление случайно удавшихся реакций (исследовалось поведение животных, затем был сделан перенос на человека). Мышление и сознание рассматривалось как особый вид поведения, т.е. как реальная деятельность субъекта, которая подлежит столь же объективному изучению, как и другие виды поведения.

Страницы: 1 2 


Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и ...

Результаты изучения межличностных отношений в процессе
командообразования 1) Представим результаты социометрического исследования Для изучения межличностных отношений был применён метод социометрии. Все члены группы получили социометрические карточки. Им дана была инструкция следующего содержания: «Уважаемые сотрудники! Ваш коллектив существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг ...

Приложения.
Приложение 1 Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева Сотрудники охранно - конвойной службы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 3 6 4 4 4 6 2 6 6   2 8 3 3 5 3 2 4 9 4   3 4 7 5 5 4 ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru