Восприятие, его основные свойства и закономерности
Страница 3

Основы психологии » Восприятие, его основные свойства и закономерности

К иллюзиям незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шерпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются так же разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Узнадзе. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет.

Теории восприятия: Ассоциативные теории восприятия. (Мюллер, Мах, Гельмгольц, Геринг, Вундт). Воспринимаемый образ – это сложное объединение первичных элементов – ощущений, а ощущение – это осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителя. Следовательно, в основе ассоциативных теорий восприятия лежит принцип специфической энергии органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие происходит посредством ассоциаций по смежности и сходству, где ведущая роль отводится прошлому опыту. Структуралистсая школа (Титченер): восприятие является комплексом ощущений, следовательно, задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдений найти в своем опыте элементарные ощущения. Это метод аналитической инроспекции. Теория Дж. Гибсона. Восприятие – это процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Ассоцианисты неверно утверждали, что отражаются точечные раздражители, так как одиночный раздражитель не может нести никакой информации об объекте. Информацию о внешнем мире несут организованные системы раздражителей (пример, несколько точек в порядке уменьшения размеров и расстояния между ними образуют градиенты величины и плотности, которые несут информацию о глубине). Восприятие – это активный процесс. Активность необходима, так как нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Решающую роль играют активные движения всего организма и органов чувств. Важно то, что движения выделены в потоке стимуляции для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающей среде. Теория перцептивных гипотез Дж. Брунера. Восприятие включает акт категоризации. Мы подаём на вход организма некоторое воздействие, а он отвечает, т.е. относит его к соответствующему классу вещей или явлений. На основе определённых характеристик или критических свойств воздействия, которое обычно называют признаками: происходит избирательное отнесение объекта к той, а не иной категории. Восприятие – есть процесс категоризации: это движение от признаков к категориям, и во многих случаях оно происходит «бессознательно». Стадии процесса решения: 1. Первичная категоризация – на этой стадии значение события ограничивается только тем, что это? – либо объект, либо звук, либо движение; 2. Поиск признаков – если 1-ое – бессознательное, то поиск признаков определяет более конкретно: «Что это есть такое?»; 3. Подтверждающая проверка – «пробы» и «проверки»; 4. Завершение проверки – на этом уровне открытость к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки отбрасываются. Если сенсорный вход окажется одинаково соответствующим двум совпадающим категориям, то, более готовая из них «захватит» его. Готовность категории отражает частоту, появления того или иного объекта в жизни субъекта. Чем чаще встречается в данном контексте данная категория, тем больше ее готовность. Для того, чтобы поиск был достаточно эффективным, структура перцептивной готовности должна быть реалистичной: она должна отражать как вероятность того, что можно найти в данный момент, в данном месте, так и то, что нужно найти. Гештальттеория восприятия. Существует 3 типа гештальт: а) физический гештальт – изучениями во вне; физиологический гештальт – изучение вещества мозга и нейросвязями; феноменальный гештальт – изучением того, что мы видим. Гештальттеория имеет дело с явлениями, которые обнаруживаются в зрительном поле, являющемся, в свою очередь, динамическим распределением энергии, причём его части взаимозависимы из-за их участия в целом. Поле структурировано в той мере, в какой внутри него существуют различия по интенсивности или по качеству. В той мере, в какой поле структурировано, оно содержит потенциальную энергию, способную производить (перцептивную) работу. Под зрительным полем мы подразумеваем пространственную структуру (конструкт), в которую могут быть упорядочены феномены зрительного поля. Видимый образ задан стимуляцией. Пространственные соотношения заданы во внешнем мире через элементы. Поэтому воспринимаются не элементы, а соотношения, которые собираются в целостный образ. Контур и фон-фигура. Любая фигура стремится стать настолько хорошей, насколько это позволяют периферические факторы. Периферические факторы способствуют формированию фигуры. 1. Близость ( ║ ║ ║ ); 2. Принцип включения целого (│ ║ ║ │); 3. Продолжение контура ( [ ] [ ] [ ] ); 4. Замкнутость ( ); 5. Общая судьба ( ∆ ∆ ∆ ) – элементы образуются в фигуру, если у них есть общий сенсорный признак.

Страницы: 1 2 3 


Какой метод был предложен Августином Аврелием в качестве основного средства познания души?
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значи ...

Саморегуляция и познание в поведении
Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение ...

Критерии и показатели формирования творческих элементов у младших школьников
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения математике, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: - смелость мысли, склонность к риску; - фантазия; - проблемное видение; - умение мы ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru