Восприятие, его основные свойства и закономерности
Страница 2

Основы психологии » Восприятие, его основные свойства и закономерности

Из всех психологических теорий проблемой восприятия более всего занимались гештальтпсихологи. Рассмотрим выделенные ими характеристики восприятия, а точнее выделенные ими феноменальные законы восприятия: 1 .близость - чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; 2.сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются; 3. продолжение - чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т.е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; 4.замкнутость - чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции.

Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон. 1. части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата. 2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. Психофизические характеристики восприятия: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Иллюзии восприятия – законы: Иллюзия восприятия - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длинны, но одна стрелка имеет наконечник с расходящимися концами, а другая наоборот. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны (иллюзия стрелы). Фигура Понцо. Данная фигура состоит всего из 4 линий: двух одной и той же длинны, идущих рядом, но не сходящихся и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключённого между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее (иллюзия железнодорожных путей). Иллюзия веера. Иллюзии можно подразделить на две группы: одни – это искажения, вызываемые фоном определённого рода (иллюзия веера), другие – искажения самой фигуры (иллюзия стрелы), без фона. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в погнои темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

Страницы: 1 2 3


Цвета и запахи
„Во время беременности мне невероятно нравился желтый цвет. Я замирала перед поляной с одуванчиками, отрезами ярко-желтой фланели и даже в супермаркете — перед полками с янтарным медом. После родов эта страсть как-то незаметно прошла. А вот любимый цвет дочери по-прежнему желтый". Потом можно вести с малышом более содержательные ди ...

Порнографическое имаго: видение, власть, субъект
Концепт взгляда, который структурирует пространство видимого, по-разному функционирует в теории кино и в психоанализе Жака Лакана. В теории кино (которая распространяется также и на театральные постановки) взгляд является элементом, который конституирует желание субъекта; в психоанализе же взгляд считается объектом скопифилической потре ...

Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих
Дипломная работа будет основана на материалах психологического исследования воинской части расположенной в г. Ушарал. В части в настоящий момент служат 82 солдат и 400 человек офицерского состава, военнослужащих по контракту. Всех военнослужащих срочной службы можно разделить на 5 возрастных групп: 18 лет, 18-20 лет, 20-21 год, 22-23 го ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru