Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии
Страница 1

Основы психологии » Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины), так и житейский смысл (описание поведения, психич особ-тей людей). Отличие житейских знаний от научных: А) Знания конкретны – Знания обобщены Б) Интуитивный хар-р Знаний – Знания рациональны и осознаны В) Передача Знаний затруднена – Знания накапливаются и передаются Г) Источник Знаний (наблюдение) – источник Знаний (экспер-т) Д) Знания ограничены – Знания постоянно расширяются. Слово «П» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «П» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, кот занималась изучением душевных (психич явлений), кот каждый чел обнаруживает в собственном сознании в рез самонаблюдения. Позже, в 17-19 в область, изучаемая П, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология – это наука о психике и психич явлениях. Психические явления – это 1) психич процессы 2) психич состояния 3) психич св-ва лич-ти. 1) Психич процессы выступают в кач-ве первичных регуляторов поведения чел, имеют опред начало, течение и конец, т.е. обладают опред динамическими хар-ками (это параметры, определяющие длительность и устойчивость психич процессов). На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. Психич процессы – это познавательные, эмоциональные, волевые. Познавательные – связаны с восприятием и переработкой инф-ции (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благод им мы получаем сведения об окр мире и себе. Благод эмоциональным психич процессам любая инф-ция имеет для нас эмоц окраску (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоц стресс). «+» эмоции благопр сказываются на деят-ти, «-» затрудняют деят-ть. Но, бывает так, что «-» эмоция побуждает к активности, к преодолению преград. Т.о. для формирования поведения чел существенны не только эмоции, но и волевые психич процессы, кот наиб ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решения, преодолением трудностей, управления своим поведением. Иногда выделяют неосознаваемые психич процессы (протекают вне контроля сознания). 2) На основе психич процессов формируются психич состояния, кот характеризуют состояние психики в целом. Так же имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на рез психич процессов и могут способствовать или тормозить деят-ть. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Они хар-ся динамичностью, однако, есть преобладающие, наиб постоянные. 3) Психич св-ва лич-ти – наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность, темпер-т, способ-ти, хар-р). Они хар-ся большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психич св-в, особ-ти развития психич процессов и преобладающие психич состояния определяют неповторимость чел, его индивид-ть. Предметом П является психика и психич явления как одного конкретного чел, так и психич явления, наблюдаемые в гр и коллективах. Главная задача – исследованиее психич явлений.

Гальперин П.Я. – Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, частицы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными атомами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

Страницы: 1 2 3


Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника. Понятийный аппарат проблемы творчества
Проблема творчества в наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали уча ...

Что такое адаптация?
Адаптация –это эффективное взаимодействие организма со средой или способность к гибким перестройкам и трансформации деятельности при изменении условий ее реализации. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом. Психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного п ...

Миф второй
Роды – неэстетичное зрелище Рождение ребенка — грандиозное событие, в том числе и по эмоциональному накалу. Что уж говорить о своем малыше, появление которого папа ждал наравне с женой! Рождение — вовсе не безобразное зрелище: это таинство появления новой жизни, чудо природы. Впрочем, совместные роды — это настоящее испытание для супру ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru