Структура педагогического процесса
Страница 1

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Структура педагогического процесса

В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.

Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выделяется внешняя организация (макроструктура), выражающаяся в опросе учащихся, объяснении нового материала, повторения, закрепления. Исследовательница придерживается мнения, что каждый тип урока имеет свою, присущую только ему, макроструктуру. В ней присутствуют постоянные, чётко выраженные элементы, которые в пределах соответствующего типа не претерпевают значительных изменений.

Кроме основных макроэтапов, каждый тип урока имеет ещё и внутреннюю микроструктуру урока.

Планируя микроструктуру уроков, на первое место, следует ставить уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий. Если класс хорошо подготовлен к самостоятельной учебной деятельности и может успешно развязывать проблемные задания, к микро структуре урока ещё необходимо добавить ряд последовательных заданий для самостоятельной работы. Если к этой работе ученики ещё не готовы, учитель обязан выбирать другие формы обучения.[16]

По мнению В.И. Бондаря без представления общей структуры урока, независимо от конкретных условий, невозможно проектировать уроки различных типов[17]. Дидактик соотносит структуру процесса учёбы с типами уроков и говорит о том, что если любой тип урока развернуть поэтапно, проанализировать эту структуру с позиции системного подхода, то можно прийти к выводу, что описание урока не представляет собой его структуру, хотя и носит название «структура урока».[18] В соответствии с этим В.И. Бондарь выделяет три части описания урока:

1. атрибутивная, которой определяется тип урока и заложенный в нём психологический механизм усвоения;

2. констатирующая – последовательность разворачивания его основных этапов;

3. описательная – ход урока по этапам работы учителя и учеников.[19]

И.П. Подласый выделяет также три этапа пед. процесса, говоря, что «педагогический процесс имеет повторяющийся характер»:

1. подготовительный;

2. основной;

3. заключительный.

На подготовительном этапе педагог создаёт условия для протекания процесса. Учитель выделяет и ставит перед учащимися определённые задачи, объясняет изучение развития процесса, прогнозирует достижения, проектирует и планирует развитие процесса.

На этапе выделения и постановки задач учитель выявляет противоречия между требованиями общей педагогической цели и частными возможностями учеников, ставит путь разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

В постановке цели и определении задач помогает процедура, направленная на выявление условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс – диагностика. Главной задачей диагностики является выявляется выявление причин, которые будут помогать препятствовать достижению поставленной цели. Диагностика помогает выявить реальные возможности педагога и учащегося, уровень их подготовки, условия протекания процесса, многих важных других обстоятельств.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов пед. процесса. Прогнозирование в заранее подготовленной оценке результатов.

Завершительным этапом подготовки является план. План всегда зависит от конкретных условий. Планы в пед. процессах имеют определённый срок действия. Т.е. план – это итоговый документ, в котором определено что и когда нужно делать учителю и обучаемому.[20]

Страницы: 1 2


Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований
Этнопсихология- это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики.(Андреева Г.М.) Это наука изучающая закономерности развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этниче ...

С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?
Ощущения- это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психи ...

Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума – это, прежде всего, процесс их взаимоотношений. В по ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru