Структура педагогического процесса
Страница 1

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Структура педагогического процесса

В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.

Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выделяется внешняя организация (макроструктура), выражающаяся в опросе учащихся, объяснении нового материала, повторения, закрепления. Исследовательница придерживается мнения, что каждый тип урока имеет свою, присущую только ему, макроструктуру. В ней присутствуют постоянные, чётко выраженные элементы, которые в пределах соответствующего типа не претерпевают значительных изменений.

Кроме основных макроэтапов, каждый тип урока имеет ещё и внутреннюю микроструктуру урока.

Планируя микроструктуру уроков, на первое место, следует ставить уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий. Если класс хорошо подготовлен к самостоятельной учебной деятельности и может успешно развязывать проблемные задания, к микро структуре урока ещё необходимо добавить ряд последовательных заданий для самостоятельной работы. Если к этой работе ученики ещё не готовы, учитель обязан выбирать другие формы обучения.[16]

По мнению В.И. Бондаря без представления общей структуры урока, независимо от конкретных условий, невозможно проектировать уроки различных типов[17]. Дидактик соотносит структуру процесса учёбы с типами уроков и говорит о том, что если любой тип урока развернуть поэтапно, проанализировать эту структуру с позиции системного подхода, то можно прийти к выводу, что описание урока не представляет собой его структуру, хотя и носит название «структура урока».[18] В соответствии с этим В.И. Бондарь выделяет три части описания урока:

1. атрибутивная, которой определяется тип урока и заложенный в нём психологический механизм усвоения;

2. констатирующая – последовательность разворачивания его основных этапов;

3. описательная – ход урока по этапам работы учителя и учеников.[19]

И.П. Подласый выделяет также три этапа пед. процесса, говоря, что «педагогический процесс имеет повторяющийся характер»:

1. подготовительный;

2. основной;

3. заключительный.

На подготовительном этапе педагог создаёт условия для протекания процесса. Учитель выделяет и ставит перед учащимися определённые задачи, объясняет изучение развития процесса, прогнозирует достижения, проектирует и планирует развитие процесса.

На этапе выделения и постановки задач учитель выявляет противоречия между требованиями общей педагогической цели и частными возможностями учеников, ставит путь разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

В постановке цели и определении задач помогает процедура, направленная на выявление условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс – диагностика. Главной задачей диагностики является выявляется выявление причин, которые будут помогать препятствовать достижению поставленной цели. Диагностика помогает выявить реальные возможности педагога и учащегося, уровень их подготовки, условия протекания процесса, многих важных других обстоятельств.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов пед. процесса. Прогнозирование в заранее подготовленной оценке результатов.

Завершительным этапом подготовки является план. План всегда зависит от конкретных условий. Планы в пед. процессах имеют определённый срок действия. Т.е. план – это итоговый документ, в котором определено что и когда нужно делать учителю и обучаемому.[20]

Страницы: 1 2


Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи
Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функ ...

Мышление как высшая форма познания. Виды мышления
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. М является высшим познавательным психич процессом. Мышление – это о ...

Использование КОТ в профессиональном консультировании
При профессиональном консультировании КОТ крайне редко используется в качестве единственного диагностического инструмента; поэтому данные КОТ как правило рассматриваются в комплексе с другими психодиагностическими показателями, результатами бесед и другими данными, используемыми в процессе консультирования. Однако хотя и редко, но бываю ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru