Структура педагогического процесса
Страница 2

Психология » Каждый учитель должен осознавать своё призвание » Структура педагогического процесса

К основному этапу пед. процесса относится целая система, включающая в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование ранее выбранных методов, средств и форм пед. процесса; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников. Эффективность процесса зависит от того, насколько рационально эти элементы связаны между собой. Так, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, играющий роль стимула. Однако, если его направленность, объём и задачи не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз[21].

В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние на воспитанность личности. Т.о. оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчётливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные различного характера, общественное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам суть дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объём выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.[22]

Завершающим циклом педагогического процесса является анализ достигнутых результатов. Этот этап важен для анализа деятельности как учащегося, так и педагога: выявление допущенных ошибок и в следующем цикле их минование. И.П. Подласый говорит по этому поводу: «Анализируя – обучаемся. Растёт тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего появляется ошибок тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери внимания и интереса такой процесс ничего не может дать».[23]

Действительно, без контроля и диагностики у детей не будет стимула к обучению. Мы уже говорили о мотивации обучения в различных периодах жизни школьников, поэтому считаем, что именно контроль играет решающую роль в получении знаний у учащихся, ведь именно он является подталкивающим элементом в получении и усвоении знаний. Правильно организованная работа учителя практически всегда влечёт за собой положительные результаты успеваемости учащихся. Грамотное применение контроля на уроке – помощь как учителю выявить достоверный уровень знаний своих воспитанников, так и воспитанникам верный путь стремления стать на уровень выше предыдущих результатов.

Страницы: 1 2 


Межличностные отношения в юношеском возрасте. Особенности взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, кото ...

И. П. Павлов.
Иван Петрович Павлов (26.09.1849 – 27.02.1936) выдающийся российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической ...

Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника. Понятийный аппарат проблемы творчества
Проблема творчества в наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали уча ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru