Личностное развитие в юношей и девушек в возрасте 14-15 лет. Биологические и психологические особенности развития
Страница 3

Психология » Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек » Личностное развитие в юношей и девушек в возрасте 14-15 лет. Биологические и психологические особенности развития

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.

Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности. www.transpostand.ru

Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».

Процесс открытия личного «Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» не совпадает с внешним

1 Исаев Д. , Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола.-Л., 1999.-С.168.

поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает усиление потребности в общении и одновременно возрастает его избирательность. Представление о себе соотносится, прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образ типичного представителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью не совпадает. Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».

Юноши 14-15 лет в этот период считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушки же этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости, верности.1

В сфере самосознания существуют половые различия. В возрасте 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себя интроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневников юношей и девушек. Вести дневники девочки начинают раньше мальчиков и делают это гораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особенно любовных. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы их авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания описываются юношами скупо и сдержанно.

Немаловажным фактом в юношеском возрасте является самооценка.

На формирование самооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому формируется она только во время общения личности с другими людьми.

Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс для успешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств, с другой, - самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.

В юношеском возрасте самооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.

Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность и иногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к. девочки в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущает отсутствие волос на теле и т.д.

Таким образом, по содержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «мускулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.

Страницы: 1 2 3 4


Трехкомпонентная структура поведения личности
Типология Э. Кречмера была дополнена концепцией Н.Н. Обозова о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента определяет «мыслителя», аффективного (эмоциональ ...

Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...

Теоретические аспекты изучения детских тревожности и способы их коррекции. Природа и генезис детской тревожности
Что же такое «тревожность»? В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указ ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru