Классификации видов
Страница 1

Потребности и мотивы личности » Классификации видов

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Классификации потребностей

Классификация мотивов

В отечественной психологии

(В.Д. Шадриков) потребности делятся

по предмету потребностей:

1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода);

2) социальные: а) в общении,

б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании;

3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой.

В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова):

1) познавательные (интересы),

2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу),

3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.).

В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38)

В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют:

1) мотивы достижений,

2) мотивы успеха,

3) мотивы власти,

4) мотивы аффилиации,

5) мотивы помощи.

Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения
Общая характеристика. Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психо ...

Понятие, структура и содержание сознания
Сознание– функция головного мозга, сущность которой заключается: 1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную и ...

Вопрос о резус-факторе крови
В наши дни многие знают о существовании резус-отрицательного и резус-положительного фактора. Известно и то, что принадлежность женщины к первому варианту может осложнить беременность. Естественно желание защититься от влияния этого самого фактора. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru