Классификации видовСтраница 1
Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.
Виды потребностей и мотивов
|
Классификации потребностей |
Классификация мотивов |
|
В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании; 3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве. Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. |
В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.). |
|
В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38) |
В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи. |
Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.
Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.
Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.
Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.
Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.
Исследование роли социально-психологического треннинга в повышении уровня
интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Гимнастика мозга как средство коррекции и развития
инт
Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается тол ...
Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
Каузальная атрибуция
Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого ново ...
Приложения
Приложение 1
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС
Инструкция
На эти вопросы нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ваши ответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Вы делаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, Вы сможете выявить с ...
