Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
1. Эффект социальной фасилитации
– это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет
в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмеш. в действия инд-да, людей ведет к ухудшению рез-в его д-ти – это явление – соц. ингибиция
. 2 Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация.
У людей, принадлежащих группе, формируется чувство "мы". Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэшфелл и Тернер ввели понятие "групповой идентификации
".3.Психофизиологический эффект
– изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. 4. Эффект социальной ленности
. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Факторы социальной лени: Снижение ответственности за собственные результаты; Численность группы: чем больше группа, тем выше лень, Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.5. Эффект синергии
: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.6. Эффект группового единомыслия.
Д. Майерс отмечает, что данный феномен проявляется в условиях высокосплоченных групп, их изолированности от других, при отсутствии методических процедур поиска и оценки решений. Наличие сильного авторитарного лидера и высокий уровень стресса создают почву для проявления группового единомыслия. 7. Эффект подражания
– следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. 8. Эффект конформизмапроявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформность –
личностная особенность,
проявляющаяся в
податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. Конформность проявляется в 2-х формах
: в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность). термин "конформизм" 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой. Функции давления: помочь группе достичь цели, а также при этом сохранить себя как целое, помочь членам выработать реальность для соотнесения с ней своего мнения, а также определить отношение каждого к соц. окружению. Выделяют также - внушаемость, групповую нормализацию (формирование среднегрупповой нормы), подчинение авторитету и др.
Структура современной психологии
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией.
Отрасли:
по характеру деятельности - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА (в том числе и правоохранительной деятельности) изучает психологические особенн ...
Особенности профессионального профиля мышления
В одних исследованиях профессиональное мышление определяется как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности, в других - как определенный тип ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Первый подход связан с концепцией С.Л. Рубинштейна о детерминации мышления "внешними условиями через вну ...
Формирование личности юношей и девушек 14-15 лет. Формирование
мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраст ...