Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах

Психология » Психология как научная дисциплина » Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах

1. Эффект социальной фасилитации

– это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет

в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмеш. в действия инд-да, людей ведет к ухудшению рез-в его д-ти – это явление – соц. ингибиция www.transportpart.ru

. 2 Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация.

У людей, принадлежащих группе, формируется чувство "мы". Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэшфелл и Тернер ввели понятие "групповой идентификации

".3.Психофизиологический эффект

– изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. 4. Эффект социальной ленности

. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Факторы социальной лени: Снижение ответственности за собственные результаты; Численность группы: чем больше группа, тем выше лень, Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.5. Эффект синергии

: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.6. Эффект группового единомыслия.

Д. Майерс отмечает, что данный феномен проявляется в условиях высокосплоченных групп, их изолированности от других, при отсутствии методических процедур поиска и оценки решений. Наличие сильного авторитарного лидера и высокий уровень стресса создают почву для проявления группового единомыслия. 7. Эффект подражания

– следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. 8. Эффект конформизмапроявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформность –

личностная особенность,

проявляющаяся в

податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. Конформность проявляется в 2-х формах

: в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность). термин "конформизм" 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой. Функции давления: помочь группе достичь цели, а также при этом сохранить себя как целое, помочь членам выработать реальность для соотнесения с ней своего мнения, а также определить отношение каждого к соц. окружению. Выделяют также - внушаемость, групповую нормализацию (формирование среднегрупповой нормы), подчинение авторитету и др.


Виды воображения. Способы создания образов воображения
Виды: В зависимости от участия воли: 1. Пассивное (непроизвольное) – создание новых образов без определенных намерений человека, при отсутствии или ослаблении сознательного контроля. (В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности). 2. Активное (произво ...

Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержа ...

Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие: · готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); · владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); · опыт ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru