Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
1. Эффект социальной фасилитации
– это усиление доминантных реакций в присутствии других. Норман Триплет
в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают. Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмеш. в действия инд-да, людей ведет к ухудшению рез-в его д-ти – это явление – соц. ингибиция
. 2 Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация.
У людей, принадлежащих группе, формируется чувство "мы". Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэшфелл и Тернер ввели понятие "групповой идентификации
".3.Психофизиологический эффект
– изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. 4. Эффект социальной ленности
. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Факторы социальной лени: Снижение ответственности за собственные результаты; Численность группы: чем больше группа, тем выше лень, Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.5. Эффект синергии
: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.6. Эффект группового единомыслия.
Д. Майерс отмечает, что данный феномен проявляется в условиях высокосплоченных групп, их изолированности от других, при отсутствии методических процедур поиска и оценки решений. Наличие сильного авторитарного лидера и высокий уровень стресса создают почву для проявления группового единомыслия. 7. Эффект подражания
– следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. 8. Эффект конформизмапроявляется в изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Конформность –
личностная особенность,
проявляющаяся в
податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к изменению его поведения и установок. Конформность проявляется в 2-х формах
: в принятии неких новых для человека стандартов (внутренняя конформность) или демонстрации таковых при внутреннем их неприятии (внешняя конформность). термин "конформизм" 1956 г. ввел Соломон Аш. Он представил результаты своих экспериментальных исследований с подставной группой. Функции давления: помочь группе достичь цели, а также при этом сохранить себя как целое, помочь членам выработать реальность для соотнесения с ней своего мнения, а также определить отношение каждого к соц. окружению. Выделяют также - внушаемость, групповую нормализацию (формирование среднегрупповой нормы), подчинение авторитету и др.
Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация
Пед. д-ть – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Структура пед. д-ти включает след. компоненты: 1) конструктивный – это структурирование процессов перспективного и ...
Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного ...
Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...