Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация

Психология » Психология как научная дисциплина » Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация

Пед. д-ть – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Структура пед. д-ти включает след. компоненты: 1) конструктивный – это структурирование процессов перспективного и текущего планирования (и прогнозирования) в зависимости от конечной цели пед. д-ти, создание условий для развития и саморазвития личности учащегося. Это м.б. отбор материала, его проектирование. Типичное проявление – составление уроков; 2) исследовательский –постановка исследовательских задач, адеватных конечной цели пед. д-ти и текущим целям, выдвижение гипотез о целесообразности тех/иных методов исследования и принятие соответствующих решений. Решение исследовательских задач в целях получения рассуждений, выводов, пед. соображений о личности учащихся, межличностных отношениях, характере учебной д-ти и т.д. Использование в решении данных задач методов наблюдения, изучения продуктов д-ти, беседы, психодиагностических методик и т.д.; 3) коммуникативная – усмотрение и формирование коммуникативн. задач в контексте достижения целей пед. д-ти. Решение таких задач в плане овладения способами пед общения, представляющий собой соединенные контентности в области ролей, уровней, позиций, стилей общения и инд. особенностей личности педагога. Частный случай - установление благоприятных отношений между педагогом и учащимися; 4) рефлексивный – осознание рефлексии как необходимого условия проф. развития, осмысление этого развития в пространствах "актуальное Я" - "идеальное Я", "ретроспективное Я" – "актуальное Я". Умение ставить рефлексивные задачи, решать эти задачи (в т.ч. использовать эффективные методы из решения). Эти 4 компонента свойственны любой д-ти. Различие в цели. Генеральная цель пед. д-ти – создание условий для развития и саморазвития личности. Выделяют 3 вида пед. задач : 1) стратегические –определяются дальними перспективами пед. д-ти, решаются в течении месяцев, лет. В решении этих задач ведущая роль отводиться конструктивному компоненту пед. д-ти; 2) тактические – на них разделяются стратегические (рефлексивный компонент); 3) оперативные – ситуативные задачи, возникают в текущем пед. общении, часто не предвиденные, решаются в условиях дефицита времени (коммуникативный) компонент. Решение пед. задач тесно связано с функциональными компонентами пед. л-ти, и следовательно успешность выполнения пед. действий определяет эффективность решения пед. задач.Каждый учитель придерживается своего стиля пед. д-ти. Под стилем понимаются психологические особенности д-ти. Стиль Д-ти – система инд-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение ч-ком опред. д-ти. Стиль зависит от мотивации и установок, волевых особенностей, способностей, акцентуаций характера и т.п. Изучением стиля пед. д-ти занимались Макаренко, Никонов. Рассматривались вопросы: 1) ориентированность учителей (на процесс, результат, процесс + рез-т); 2) адекватность планирования пед. работы; 3) оперативность и консервативность; 4) соотношение рефлексии и интуиции. В результате выделили 4 стиля пед. д-ти: 1) эмоционально-импровизационный; 2) эмоционально-методический; 3) рассуждающе - импровизационный; 4) рассуждающе – методический. Наиболее продуктивными оказались ЭМ и РИ.


Методики исследования уровня речи
В методики использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е. В. Мальцевой (1991г). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико–грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработана балльная система. ...

Исследования эмоций
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям. По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного ...

Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
Формы: 1. Понятие (отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «чело ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru