Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация

Психология » Психология как научная дисциплина » Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация

Пед. д-ть – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Структура пед. д-ти включает след. компоненты: 1) конструктивный – это структурирование процессов перспективного и текущего планирования (и прогнозирования) в зависимости от конечной цели пед. д-ти, создание условий для развития и саморазвития личности учащегося. Это м.б. отбор материала, его проектирование. Типичное проявление – составление уроков; 2) исследовательский –постановка исследовательских задач, адеватных конечной цели пед. д-ти и текущим целям, выдвижение гипотез о целесообразности тех/иных методов исследования и принятие соответствующих решений. Решение исследовательских задач в целях получения рассуждений, выводов, пед. соображений о личности учащихся, межличностных отношениях, характере учебной д-ти и т.д. Использование в решении данных задач методов наблюдения, изучения продуктов д-ти, беседы, психодиагностических методик и т.д.; 3) коммуникативная – усмотрение и формирование коммуникативн. задач в контексте достижения целей пед. д-ти. Решение таких задач в плане овладения способами пед общения, представляющий собой соединенные контентности в области ролей, уровней, позиций, стилей общения и инд. особенностей личности педагога. Частный случай - установление благоприятных отношений между педагогом и учащимися; 4) рефлексивный – осознание рефлексии как необходимого условия проф. развития, осмысление этого развития в пространствах "актуальное Я" - "идеальное Я", "ретроспективное Я" – "актуальное Я". Умение ставить рефлексивные задачи, решать эти задачи (в т.ч. использовать эффективные методы из решения). Эти 4 компонента свойственны любой д-ти. Различие в цели. Генеральная цель пед. д-ти – создание условий для развития и саморазвития личности. Выделяют 3 вида пед. задач : 1) стратегические –определяются дальними перспективами пед. д-ти, решаются в течении месяцев, лет. В решении этих задач ведущая роль отводиться конструктивному компоненту пед. д-ти; 2) тактические – на них разделяются стратегические (рефлексивный компонент); 3) оперативные – ситуативные задачи, возникают в текущем пед. общении, часто не предвиденные, решаются в условиях дефицита времени (коммуникативный) компонент. Решение пед. задач тесно связано с функциональными компонентами пед. л-ти, и следовательно успешность выполнения пед. действий определяет эффективность решения пед. задач.Каждый учитель придерживается своего стиля пед. д-ти. Под стилем понимаются психологические особенности д-ти. Стиль Д-ти – система инд-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение ч-ком опред. д-ти. Стиль зависит от мотивации и установок, волевых особенностей, способностей, акцентуаций характера и т.п. Изучением стиля пед. д-ти занимались Макаренко, Никонов. Рассматривались вопросы: 1) ориентированность учителей (на процесс, результат, процесс + рез-т); 2) адекватность планирования пед. работы; 3) оперативность и консервативность; 4) соотношение рефлексии и интуиции. В результате выделили 4 стиля пед. д-ти: 1) эмоционально-импровизационный; 2) эмоционально-методический; 3) рассуждающе - импровизационный; 4) рассуждающе – методический. Наиболее продуктивными оказались ЭМ и РИ.


Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинств ...

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами лично ...

Особенности развития эмоционально – волевой сферы подростка.
1. Тест школьной тревожности Филлипса. Мальчики Девочки Низкая тревож ность Повышен ная тревож ность Высокая тревож ность Низкая тревож ность Повышенная тревож ность Высокая тревож ность Школьно – социальная тревожность 100% 0% 0% 80,76% 19,24% 0% Тревожность в школе 9 ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru