Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Психодиагностические методы: характеристика и классификация

Групповые тесты – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Характерна жесткая регламентация процедуры.

Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. (методики исследования личности).

Тесты скорости – тип методик, в которых основные показатели продуктивности работы испытуемых является время выполнения тестовых задач (тесты интеллекта, корректурная проба).

Опросники – тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты и личностные опросники.

Анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющих непосредственного отношения к его личностным особенностям (биографические опросники).

Личностный опросник – направлен на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки: возможность фальсификации ответов, низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемого. Примеры: опросник черт личности 16 PF, типологические, опросники мотивов (Мехрабиана), опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Проективные методики – их существенный признак – использование неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Требования к построению и проверке тестов:

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым с таковыми генеральной совокупности в соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого. Существует 2 этапа стандартизации: выборка единых требований к процедуре проведения эксперимента; определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Определение единого критерия, по кот. Следует проводить сравнение результатов диагностического испытания.

Критерии:

1. статистическая норма (Выбор критерия производится статистическим путем. Для этого создается выборка стандартизации. При ее формировании учитывается объем и репрезентативность)

2. перцентиль – основа для сравнения и интерпретации результатов диагностического испытания. . Это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя.

3. Гуревич. Соц-психологический норматив – процентное выполнение задания.

Надежность.

Надежный тест – тест, с помощью которого получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.

Виды надежности: ретестовая (устойчивая) – предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым примерно в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. (коррел.Пирсона) Между 1 и 2 тестированием интервал около 2-х мес.; надежность параллельных форм – предусматривает создание экивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами; надежность частей теста – определяется путем деления опросника на 2 части (обычно на четные и нечетные задания), а потом рассчитывается корреляция между этими частями.

Валидность. Это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Виды:содержательная (оценка теста производится за счет эксперта); эмпирическая – измеряется с помощью статистического коррелировния; подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Текущая валидностьПрогностическая (в будущем) Ретроспективная (критерий берется в прошлом) конструктная (конкурентная) – используется, когда для измерения свойства можно найти в литературе уже опробированный тест с известной валидностью).

Страницы: 1 2 


Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного пере ...

Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, счит ...

Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами. По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется т ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru