Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Психодиагностические методы: характеристика и классификация

Групповые тесты – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Характерна жесткая регламентация процедуры.

Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. (методики исследования личности).

Тесты скорости – тип методик, в которых основные показатели продуктивности работы испытуемых является время выполнения тестовых задач (тесты интеллекта, корректурная проба).

Опросники – тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты и личностные опросники.

Анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющих непосредственного отношения к его личностным особенностям (биографические опросники).

Личностный опросник – направлен на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки: возможность фальсификации ответов, низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемого. Примеры: опросник черт личности 16 PF, типологические, опросники мотивов (Мехрабиана), опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Проективные методики – их существенный признак – использование неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Требования к построению и проверке тестов:

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым с таковыми генеральной совокупности в соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого. Существует 2 этапа стандартизации: выборка единых требований к процедуре проведения эксперимента; определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Определение единого критерия, по кот. Следует проводить сравнение результатов диагностического испытания.

Критерии:

1. статистическая норма (Выбор критерия производится статистическим путем. Для этого создается выборка стандартизации. При ее формировании учитывается объем и репрезентативность)

2. перцентиль – основа для сравнения и интерпретации результатов диагностического испытания. . Это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя.

3. Гуревич. Соц-психологический норматив – процентное выполнение задания.

Надежность.

Надежный тест – тест, с помощью которого получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.

Виды надежности: ретестовая (устойчивая) – предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым примерно в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. (коррел.Пирсона) Между 1 и 2 тестированием интервал около 2-х мес.; надежность параллельных форм – предусматривает создание экивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами; надежность частей теста – определяется путем деления опросника на 2 части (обычно на четные и нечетные задания), а потом рассчитывается корреляция между этими частями.

Валидность. Это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Виды:содержательная (оценка теста производится за счет эксперта); эмпирическая – измеряется с помощью статистического коррелировния; подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Текущая валидностьПрогностическая (в будущем) Ретроспективная (критерий берется в прошлом) конструктная (конкурентная) – используется, когда для измерения свойства можно найти в литературе уже опробированный тест с известной валидностью).

Страницы: 1 2 


Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Состояние проблемы можно рассмотреть в контексте Научного симпозиума "Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития", который был проведен 10 июня 2009 года [36]. Он прошел в рамках одноименного совместного проекта факультета психологии МГУ, Фонда Развития Интернет и Общероссийской общественной организации ...

Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Вним ...

Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то: При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru