Деятельность
Страница 2

Особенности учебной деятельности

Период

Особенности учебной деятельности

младший школьный возраст

www.easilyeducation.ru

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Ребенка продолжают увлекать игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.

Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка.

Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или дидактических игр, себя не оправдывают. Такое «обучение» привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, не развивает произвольности внимания.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку».

подростковый возраст

В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью, а именно: он часто приобретает личностный характер. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п.

При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка.

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

Этапы и компоненты

Педагогические действия

ПНУиК

1

2

3

Подготовительный этап

1) формулирование педагогических целей

2) диагностика особенностей и уровня обученности учеников

1.* Высокие научные профессиональные знания

2.* Психолого-педагогические и методические знания

3.* Практическое владение

методиками учебно-воспитательных воздействий

I.

Конструктивная деятельность  

1) выбор содержания

учебного материала будущих знаний

2) выбор методов обучения

3) проектирование своих действий и действий учеников

Этап осуществления педагогического процесса  

1) установление дисциплины, рабочей обстановки

на занятиях

2) стимулирование деятельности учеников

4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроения коллектива

в целом

5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения

II. Организаторская

деятельность  

3) организация своей

деятельности по изложению учебного материала

4) организация своего поведения в реальных условиях

5) организация деятельности учеников

6) организация контроля

результатов педагогических воздействий и корректировки

6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально

объяснить материал 1*, 2*, 3* — способности

7. Культура речи, эрудиция

8. Экспрессивные способности

9.* Хорошее распределение

внимания, смысловая память,

гибкое творческое мышление

10. Выдержка, умение управлять собой, настроением

11. Умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами 4*, 5* — способности

12. Организаторские способности 2*, 3*, 4*, 5*, 9* — способности

13. Умение получать обратную информацию о степени усвоения объясняемого материала

III.

Коммуникативная деятельность

1) установление правильных взаимоотношений с учениками

2) осуществление воспитательной работы

14. Наличие потребности общения

15. Педагогический такт

16. Педагогическая импровизация, умение применять разные средства психологического воздействия

17. Демократический стиль общения и руководства 2*, 4*, 5* — способности

Этап анализа результатов

IV

. Гностическая деятельность

1) анализ результатов обучения, воспитания 2)выявление отклонений результатов от поставленных целей

3) анализ причин этих отклонений

4) проектирование мер по устранению этих причин

5) творческий поиск новых методов обучения, воспитания

18. Критическая оценка достоинств и недостатков своей личности, своей деятельности

19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания

20. Творческий подход к педагогической деятельности

Страницы: 1 2 3


Выявление творческих способностей младших школьников
Про уровень творческих способностей учащихся можно сделать вывод, в первую очередь, по их достижениям в процессе обучения, во внеклассной работе. Но важно своевременно выявить творческий потенциал, который является лишь возможностью творческих успехов. Необходимо систематически тренировать и развивать способности, не выжидая подходящего ...

Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая ...

Безопасное лечение
Ограничений на лечение зубов и решение других стоматологических проблем достаточно мало: абсолютно исключена имплантация зубов, относительно протезирования нужна консультация опытного врача. Стоматологический рентген в первой половине беременности не делают, но после 20 недель разрешаются прицельные снимки, желательно на визиографе — ко ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru