Обратная связь в общении
Страница 3

Техники слушания, реакция слушателя. Т

2.

ехтактная схема слушания: поддержка, уяснение, комментирование.

3. Пассивное слушание. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

4. Практические упражнения.

Тема: ПРОЦЕСС СЛУШАНИЯ

Банальна истина, что умение слушать является важнейшим условием и залогом продуктивного общения. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре, т. е. «неговорение». В таком случае в диалоге — пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах, а в худшем случае начинает это делать, не дожидаясь перерыва, т. е. перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме и вспомните чувство, которое возникало у

Вас в этих случаях. Хотелось ли Вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно, если эти проблемы для Вас важны? Возникало ли у Вас чувство доверительности общения и что вы нужны своему партнеру? Наверно, ответ будет отрицательным. Почему же так происходило? Вспомните и другие случаи, когда Вас слушали таким образом, что •вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство облегчения, чувство своей значимости, нужности.

Все дело, наверное, в том, что слушание -это не только молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого каким-то образом устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Вообще в процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ (говорящий кодирует информацию в словах) — (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому 3? собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего елова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение («Ну и . И что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Наводящие вопросы: (Что? где? когда? почему?зачем?)

9. Оценки, советы.

10.Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

11.Эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»)

12.Нерелевантные высказывания (не относящиеся к или относящиеся лишь формально)

13.Логические следствия из высказываний партнера, например, предположить о причине события

14. «Хамовитые реакции» («глупости», «ерунда все это»)

15. Распрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели)

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется 3 такта: поддержка — уяснение — комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное сопровождение». На этапе «уяснения» — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз. На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Социально-психологические аспекты управления
Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, ...

Гендерные особенности проявления лидерства у студентов
По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим влиянием на нее административных мер. Это явление отражено в самой структуре студенческой группы Двойс ...

Теоретические аспекты: возрастные мотивационные особенности. Понятие и сущность мотивации
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru