Обратная связь в общении
Страница 3

Техники слушания, реакция слушателя. Т

2.

ехтактная схема слушания: поддержка, уяснение, комментирование.

3. Пассивное слушание. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

4. Практические упражнения.

Тема: ПРОЦЕСС СЛУШАНИЯ

Банальна истина, что умение слушать является важнейшим условием и залогом продуктивного общения. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре, т. е. «неговорение». В таком случае в диалоге — пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах, а в худшем случае начинает это делать, не дожидаясь перерыва, т. е. перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме и вспомните чувство, которое возникало у

Вас в этих случаях. Хотелось ли Вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно, если эти проблемы для Вас важны? Возникало ли у Вас чувство доверительности общения и что вы нужны своему партнеру? Наверно, ответ будет отрицательным. Почему же так происходило? Вспомните и другие случаи, когда Вас слушали таким образом, что •вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство облегчения, чувство своей значимости, нужности.

Все дело, наверное, в том, что слушание -это не только молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого каким-то образом устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Вообще в процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ (говорящий кодирует информацию в словах) — (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому 3? собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

3. «Эхо-реакция» — повторение последнего елова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение («Ну и . И что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Наводящие вопросы: (Что? где? когда? почему?зачем?)

9. Оценки, советы.

10.Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

11.Эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»)

12.Нерелевантные высказывания (не относящиеся к или относящиеся лишь формально)

13.Логические следствия из высказываний партнера, например, предположить о причине события

14. «Хамовитые реакции» («глупости», «ерунда все это»)

15. Распрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели)

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется 3 такта: поддержка — уяснение — комментирование. На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное сопровождение». На этапе «уяснения» — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз. На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Концепция психических процессов И. М. Сеченова.
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеч ...

Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного ...

Методики исследования уровня речи
В методики использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е. В. Мальцевой (1991г). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико–грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработана балльная система. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru