Психофизиологическая (структурная) совместимость партнёров
Страница 1

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Психофизиологическая (структурная) совместимость партнёров

Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и непринятию подвергаются особенности темперамента и характера партнёра. Психологически несовместимые партнёры испытывают трудности в распределении инициативы и главенства. Наиболее явными признаками психологической дисгармонии являются: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. При этом партнёры часто отрицательно отзываются друг о друге как об обладающих негативными личностными чертами.(52)

Несовпадение индивидульно-психологических черт, характеристик супругов вполне реально с неблагоприятными последствиями для брака. С точки зрения теории вероятности человек, обладающий четырьмя важными для совместимости, но независимыми одна от другой характеристиками, для того, чтобы найти себе совместимую пару, должен рассмотреть пятнадцать возможных претендентов. А если таких характеристик больше? Именно поэтому психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной совместимости.(47)

Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р.Винча о комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнёров в совместимой малой группе должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств, составляющих психологического склада: темперамента, характера и личности.(26)

Исследуя соотношение темпераментов партнёров в различных парах, психологи Т.Галкина и Д.Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как «любовь», партнёры обладали противоположными чертами темпераментов. В дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами. Благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами. Три – пять лет семейной жизни часто оказывается достаточно для смягчения характеристик темперамента одного из супругов (обычно мужа), и противопоставленность темпераментов сглаживается в сторону смежности каких-то черт. Наиболее «универсальные» партнёры – флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными по данным многих авторов). На приведённой Р.Винчем схеме (схема № 1) максимально совместимыми парами являются две, причём каждая из них расположена в противоположных секторах: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник. Совместимыми эти пары являются потому, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Стабильная пара нуждается не в подобии, а в контрастности ряда качеств темперамента, чтобы качества одного её члена дополняли качества другого.(26)

Тот же механизм прослеживается на другой подструктуре психологического склада человека – характера. Работы Р.Акоффа и Ф.Эмери позволили создать прогностическую модель совместимости. В мысленном пространстве характеров, согласно модели (схема № 2), могут быть размещены четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О), чувствительные к состоянию своей личности (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные (П), которые не пойдут на внешний конфликт, а углубятся в себя. В центре располагается характер, в котором все эти четыре черты находятся в равновесии, а по осям и в пространстве между ними – все остальные, отличающиеся от среднего. В пространстве ОА и ЛП находятся «чистые» типы характеров (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идёт им навстречу), - ОА или наоборот. (Всё время занят собой и не проявляет активности – ЛП). В пространстве ОП и ЛА – «смешанные» (человек находится в контакте одновременно и с обстоятельствами, и со своими внутренним миром). «Чистые» типы более трудно, чем смешанные, приспосабливаются и к своему окружению, и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами, ОА становится всё более активным и поддающимся их воздействию, а «чистый» тип ещё более уходит в себя. «Смешанные» типы в этом случае смещаются не к внешним областям пространства характеров как «чистые», а наоборот – к центральной точке равновесия. Если поместить в пространство характеров пару, то она образует два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением другого, называется углом ассиметрии. При ассиметрии 0° характеры у партнёров совершенно противоположны, при ассиметрии 180° - одинаковы. По мере возрастания угла от 0° до 90° каждый член пары воспринимает другого всё менее точно. В этом случае возникает конфликт: каждый из супругов ощущает недостаток в совместной деятельности, не понимая причины, неверно представляя характер партнёра, старается исправить положение, усугубляя разлад. Когда же ассиметрия перешла за 90° и приближается к 180,° взаимное восприятие становится всё более верным. Как длина, так и направление векторов различны, если вычесть из большего меньший, то получится неравновесие характеров. Чем оно больше, тем меньше участники пары склонны приспосабливаться друг к другу.(26)

Страницы: 1 2 3 4


Метод эксперимента в психологии
Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека – путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод – это совокупность приемов и ...

Младенчество (от рождения до 1 года)
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося предмета (на расстоянии 30 см – игрушки цветные), улыбаться при виде человеческого лица, а также уд ...

Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на проявление дезадаптации школьников. Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru