Психофизиологическая (структурная) совместимость партнёров
Страница 1

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Психофизиологическая (структурная) совместимость партнёров

Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и непринятию подвергаются особенности темперамента и характера партнёра. Психологически несовместимые партнёры испытывают трудности в распределении инициативы и главенства. Наиболее явными признаками психологической дисгармонии являются: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. При этом партнёры часто отрицательно отзываются друг о друге как об обладающих негативными личностными чертами.(52)

Несовпадение индивидульно-психологических черт, характеристик супругов вполне реально с неблагоприятными последствиями для брака. С точки зрения теории вероятности человек, обладающий четырьмя важными для совместимости, но независимыми одна от другой характеристиками, для того, чтобы найти себе совместимую пару, должен рассмотреть пятнадцать возможных претендентов. А если таких характеристик больше? Именно поэтому психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной совместимости.(47)

Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р.Винча о комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнёров в совместимой малой группе должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств, составляющих психологического склада: темперамента, характера и личности.(26)

Исследуя соотношение темпераментов партнёров в различных парах, психологи Т.Галкина и Д.Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как «любовь», партнёры обладали противоположными чертами темпераментов. В дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами. Благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами. Три – пять лет семейной жизни часто оказывается достаточно для смягчения характеристик темперамента одного из супругов (обычно мужа), и противопоставленность темпераментов сглаживается в сторону смежности каких-то черт. Наиболее «универсальные» партнёры – флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными по данным многих авторов). На приведённой Р.Винчем схеме (схема № 1) максимально совместимыми парами являются две, причём каждая из них расположена в противоположных секторах: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник. Совместимыми эти пары являются потому, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Стабильная пара нуждается не в подобии, а в контрастности ряда качеств темперамента, чтобы качества одного её члена дополняли качества другого.(26)

Тот же механизм прослеживается на другой подструктуре психологического склада человека – характера. Работы Р.Акоффа и Ф.Эмери позволили создать прогностическую модель совместимости. В мысленном пространстве характеров, согласно модели (схема № 2), могут быть размещены четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О), чувствительные к состоянию своей личности (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные (П), которые не пойдут на внешний конфликт, а углубятся в себя. В центре располагается характер, в котором все эти четыре черты находятся в равновесии, а по осям и в пространстве между ними – все остальные, отличающиеся от среднего. В пространстве ОА и ЛП находятся «чистые» типы характеров (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идёт им навстречу), - ОА или наоборот. (Всё время занят собой и не проявляет активности – ЛП). В пространстве ОП и ЛА – «смешанные» (человек находится в контакте одновременно и с обстоятельствами, и со своими внутренним миром). «Чистые» типы более трудно, чем смешанные, приспосабливаются и к своему окружению, и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами, ОА становится всё более активным и поддающимся их воздействию, а «чистый» тип ещё более уходит в себя. «Смешанные» типы в этом случае смещаются не к внешним областям пространства характеров как «чистые», а наоборот – к центральной точке равновесия. Если поместить в пространство характеров пару, то она образует два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением другого, называется углом ассиметрии. При ассиметрии 0° характеры у партнёров совершенно противоположны, при ассиметрии 180° - одинаковы. По мере возрастания угла от 0° до 90° каждый член пары воспринимает другого всё менее точно. В этом случае возникает конфликт: каждый из супругов ощущает недостаток в совместной деятельности, не понимая причины, неверно представляя характер партнёра, старается исправить положение, усугубляя разлад. Когда же ассиметрия перешла за 90° и приближается к 180,° взаимное восприятие становится всё более верным. Как длина, так и направление векторов различны, если вычесть из большего меньший, то получится неравновесие характеров. Чем оно больше, тем меньше участники пары склонны приспосабливаться друг к другу.(26)

Страницы: 1 2 3 4


Приемы активизации творческой деятельности учащихся на уроках математики. Формирование творческих элементов у младших школьников в процессе индивидуальной работы на уроках математики
Идея индивидуального подхода к ученикам в процессе обучения принадлежит к вечным проблемам школы и является важнейшим из общедидактических принципов, необходимость реализации которого в школьной практике объясняется тем, что формирование личности ребенка возможно только путем индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения - это п ...

Приложения
Приложение 1 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет». 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить ...

Семья как социальный институт
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение че ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru