Гендерные теории лидерства
Страница 2

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

а) Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

в) Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя из экспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».

Р. Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные роли женщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железная леди»).

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

Страницы: 1 2 


Психологические особенности деловых переговоров
Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Разумное соглашение максимально отвечает законным интересам обоих сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся интересы, является долговременным, принимает во внимани ...

Предметность. Констатность
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объект ...

Понятие деятельности. Структура и виды деятельности
Деятельность– форма активного отношения человека к окружающему миру (в процессе деятельности человек познает окружающей мир, его закономерности, воспринимает различные явления, в процессе деятельности создаются продукты и материальные вещи – одежда, пища, жилище, без которых не может существовать человек, происходит создание духовные це ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru