Гендерные теории лидерства
Страница 2

Таким образом, можно сделать вывод, что учет гендерных особенностей позволяет обогатить классические лидерские концепции.

4) Собственно гендерные теории лидерства.

а) Концепция «гендерного потока» (Барбара Гутек). Согласно этой концепции, восприятие лидера, в том числе и его эффективности, зависит, прежде всего, от его пола (в зависимости от того, насколько сам испытуемый считает пол человека важным фактором).

б) Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн, С Суттон и др.) исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования к лидерам разного пола. Требования к женщинам – выше.

в) Концепция токенизма (Розабет Кэнтер) постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние ее состав. Те члены группы, которые по данному признаку (пол или раса, к примеру) составляют большинство, были названы доминантами, меньшинство получило название «токенов». Нетрудно увидеть, исходя из экспериментальных данных, что женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в роли «токенов».

Р. Кэнтер обнаружила, уже кратко описанные в 3 главе, четыре неформальные роли женщин-токенов («мать», «соблазнительница», «игрушка, талисман», «железная леди»).

г) Свое неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о самом себе с помощью слов, действий, взглядов (К. Риордан).

Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятие было введено Е. Джоунсом и означает способность человека быть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.

д) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) создана Дж. Бергером с коллегами. Суть ее в том, что в обществе мужчина и женщина не равны: первый имеет высокий статус, вторая – низкий. Это неравенство закрепляется в соответствующих гендерных стереотипах. Чтобы стать лидером в группе, низкостатусному ее члену приходится преодолевать больше препятствий по сравнению с высокостатусным, даже если он имеет большие знания и способности, чем кто-либо еще в этой группе.

е) Элис Игли в своей социально-ролевой теории гендерных различий лидеров утверждает, что, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли, то есть соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипам, эта роль является мужской, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями.

5) К пятому направлению можно отнести те работы, которые не имеют четкой теоретической основы и усматривают причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации [5, 197-211].

К таким систематическим выводам пришла Т.В. Бендас.

Все представленные теории можно разделить на те, где гендерный аспект выступает как сопутствующий результат, и те, которые сосредоточились на влиянии гендера как необычайно важного фактора для лидерства.

Страницы: 1 2 


Сравнительное описание свойств личности II фактора
Социально-психологические особенности: экстраверсия - интроверсия A-, F-, H- Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия. A-, F+, H- Сдержанность в установлении как межличностных, так и с ...

Эйдетическая и эмоциональная память
Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной способностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности воспроизвести все детали. Например, взглянув н ...

Потребности, их характеристика и классификация
Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимые условия для его нормального ф-ционирования. Виды: биол потреб-ти (потреб-ти организма), соц потреб-ти (потреб-ть в общении, сперва это потреб-ть в матери, близких, затем эта потреб-ть направляется на более широкий круг взрослых), ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru