Гендерные теории лидерства
Страница 1

Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий.

Условно их можно разделить на пять направлений (по Т.В. Бендас):

1) Теории, разрабатываемые в рамках традиционных теоретических парадигм (когнитивизма, фрейдизма, бихевиоризма).

а) Концепция «информационной обработки человека» Д. Гамильтона и связанная с ней «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Суть теорий в том, что человек использует шаблоны, стереотипы при обработке социальной информации. Это позволяет быстро распознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих.

б) Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер - последователь» Г. Грайена. Основной положение концепции: если два индивида похожи между собой, то это увеличивает их взаимную симпатию.

в) Личностный потенциал лидера формируется, по мнению сторонников психоанализа, в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье.

2) Теории общих гендерных различий.

а) Действие гендерных стереотипов при оценке лидеров объясняется влиянием имплицитных теорий, имеющихся у людей по отношению к представителям разного пола. Иначе говоря, с этих позиций воспринимающему индивиду все равно, кто пред ним находится – лидер, президент или обычный рядовой работник. Главное, на что обращает внимание индивид – кто это: мужчина или женщина. И независимо от должности ждет от него соответствующего гендерному стереотипу поведения.

б) А. Фейнгольд, проанализировав имеющееся в литературе большое количество данных по личностным характеристикам и социальному поведению, полученным на детях и взрослых за множество лет с помощью самых разнообразных методик пришел к необычному выводу. Заполняя личностные вопросники и шкалы, женщина или мужчина стараются выглядеть наиболее благоприятно и дают ответы в соответствии с гендерными стереотипами, т.е. результат эксперимента является искусственным. Такой результат А. Фейнгольд назвал артефактом.

в) Для объяснения отсутствия различий между лидерами разного пола привлекается и идея андрогинии – сочетания мужского и женского начал (Сандра Бем).

3) Классические концепции лидерства.

а) Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол (мужчины и женщины лидеры не отличаются друг от друга).

б) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фидлером, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль.

в) Целевая теория Р. Хауза так же практически не обращается к гендерным различиям лидеров, однако она предполагает, что директивный лидерский стиль будет полезен лишь в условиях неструктурированной задачи. То есть можно предположить, что женщины и мужчины лидеры будут иметь преимущество по эффективности в разных ситуациях.

г) Представление о высокотрансформационном лидере (Б. Басс, Дж. Хант и др.), который обладает способностью преобразовывать своих подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения. В ходе исследований в этой области была обнаружена равная способность мужчин и женщин, быть высокотрансформационными лидерами.

Страницы: 1 2


Проблемы экономической психологии
Экономич. y - новая отрасль y, изучает yявления, связанные с производственными отношениями людей. Это y экономич. повед-я. С момента взмд-я людей ч/з обмен начинается собственно экономика, как сфера воздействия м/д людьми. С появлением такого взмд-я появляется множ-во понятий. Обмен становиться институализированным, совокупность обмени ...

Психологические особенности деловых совещаний и оценки деловых качеств подчиненных
В деловых совещании могут участвовать 7—9, максимум 12 человек, большое количество участников уже может снижать эффективность работы. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предложения, даже подготовить соответствующие доклады. Имеет значение пространственное р ...

Процедура работы с опросником и обработка информации
Опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет оценить выраженность следующих четырех измерений личности (SP, SJ, NF и NT), а также принадлежность респондента к одному из 16 личностных типов. Помимо названия психологического портрета в опроснике выделяются показатели яркости. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей психолог ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru