Проективный тест «Несуществующее животное»Страница 1
Для изучения предрасположенности к агрессии может быть использован проективный тест «Несуществующее животное». Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определённое напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль). Так, например, образы и мысли – представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью. Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги стандартного размера А-4.
Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Опишите образ жизни этого животного, его характер, с кем он общается, чем питается, есть ли у него дом, друзья, враги.
Показатели агрессивности:
· Название и рисунок свидетельствуют о агрессивном характере животного. Тематически живоные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире. В данном случае, рисуемое животное – представитель самого рисующего.
· На туловище и голове расположены дополнительные детали: рога, когти, щетина, иглы, колючки, роговые наросты, панцирь и др. могут трактоваться как тенденция к защите и агрессии. Характер этой агрессии – спонтанный или защитно-ответный трактуется из общего образа и описания животного.
· Рот с зубами, клыками – вербальная агрессии, в большинстве случаев защитная: человек огрызается, защищается, грубит в ответ на критику, осуждение или порицание.
· Открытый рот без прорисовки губ, языка, особенно зачеркнутый, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.
· О неуверенности, нерешительности, низкой самооценки свидетельствует расположение рисунка в нижней части листа.
· Голова, повернутая влево – не только свидетельствует о тенденции к размышлениям и рефлексии, но и нередко о нерешительности, страхе, боязни перед активными действиями (это надо выяснить дополнительно).
· Особое значение придается глазам. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
· Затемнение линий контура, штриховка, шипы, выступы, иглы – признаки защиты от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, если есть затемнения контурной линии – страх и тревога, опасения и подозрительность.
· Поставленные щиты, «заслоны», направленные вверх – против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение – начальника, руководителя (для детей – это родители, учителя, более взрослые товарищи). Направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждения. Боковые – недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое означают элементы защиты, расположенные внутри контура, на корпусе самого животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), а слева – защита своих мнений, убеждений.
Использование заданий творческого характера на
уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...
Проблема периодизации психического развития
Возраст – категория в Y, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую зак ...
Приложения
Приложение 1
Стимульный материал к исследованию
1
Самочувствие хорошее
3
2
1
0
1
2
3
Самочувствие плохое
2
Чувствую себя сильным
3
2
1
0
1
2
3
Чувствую себя слабым
3
Пассивный
3
2
1
0
1
2
3
Активный
4
Малоподвижный
3
2
1
0 ...