Общая характеристика волевых процессовСтраница 1
Воля – св-во чел, проявляющееся в его способ-ти сознательно и самостоят управлять своим поведением и деят-тью, выраженное в умении преодолевать внешн, внутр препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
Ф-ция В – сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизни (активизирующая и тормозящая). Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. В качестве основных функций воли выделяют: 1. выбор мотивов и целей; 2. регуляцию побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; 3. организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему; 4. мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствия при достижении поставленных целей; 5. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него задач. Волевой акт определяет направленность личности. Чем более значимы для человека эти цели, тем сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению. 6. усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. 7-регуляция психических функций: развитие психических функций от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними; 8.смыслообразующая функция (например, придание дополнительных смыслов неинтересной деятельности, которую надо сделать). Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость: выполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Проблема воли - это проблема содержания воли, того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, каково ее строение. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при волевой регуляции используются личностные средства. Одним из таких средств является изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации и т.д.
Развитие волевой регуляции связано, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а так же способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель.
Для сложного волевого акта существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. 4 основные стадии:
1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели
а) Влечение – это мотив деятельности, представляющий еще не дифференцированную не отчетливо осознанную потребность
б) Желание как мотив деятельности характеризуется достаточной осознанностью потребности. Здесь осознаются не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения;
2. стадия обсуждения и борьба мотивов Среди этих мотивов в каждый момент один получает большее, другие меньшее значение;
3. решение – в результате борьбы мотивов принимается решение, которое может быть претворено в жизнь, а может быть отсрочено, в этом случае возникает намерение;
4. исполнение – в нем решение переходит в действие – в исполнении и обнаруживается воля.
Принятие решения может протекать по-разному:
а. достаточно осознать цель, чтобы последовало действие.
б. Все разрешилось само, нужно только констатировать решение.
Перечислите наиболее характерные социальные условия
жизни современных старшеклассников и студентов
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшек ...
Эмпирическое изучение жизненных перспектив в период взрослости. Обоснование выбора методов исследования
Исследование проводится с помощью метода эксперимента. По своему виду эксперимент является естественным, так как исследование проводится без отрыва испытуемых от реальных условий их жизнедеятельности. Эксперимент является однофакторным, так как в нем мы выделяем одну независимую переменную, в качестве которой выступает возраст человека. ...
Использование заданий творческого характера на
уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...