Общая характеристика волевых процессов
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика волевых процессов

в. Само решение, а затем следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством кот чел осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окр действительность в соответствии со своим замыслом (С.Л. Рубинштейн). Волевые действия совершаются в условиях конфликта преодоления внутр или внешн препятствий. В связана с мышлением и чувствами. Прявления мышления выражаются в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения (наличие продуманного плана осуществления В действия). Проявление чувств, в желании добиться, достичь чего-либо. Основные виды действия: 1. Непроизвольные – выполняются на основе неосознаваемых, плохо осознаваемых влечений – импульсивные действия, совершаются в состоянии аффекта; 2. Автоматизированные – основа формирования навыков; 3. Произвольные действия, совершаемые на основе осознанных целей; 4. Волевые – действия, кот совершаются на основе осознанных целей, но совершаются в условиях конфликта, преодоления внешн, внутр препятствий. Два вида В действий (в обоих есть конфликт): 1) Простые В действия – действия привычные (пробуждение утром) – простой конфликт; 2) Сложные В действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помириться после ссоры). Природа В действия – действие целенаправленно и регулируется этой целью. Три основных подхода к формированию В действия: 1) Для того, чтобы осуществлять В действия чел должен научиться делать то, что необходимо, т.е. у него должен сформироваться мотив долженствования (Селиванов); 2) Когда возникает необходимость достижения далеких и трудных целей, В действия опосредуются работой сознания, т.е. осознание связей м/ду мотивом и целью, осознание иерархий мотивов и целей (интеллект-ный план действия) (Божович, Славина); 3) Для выполнения В действий требуется создание дополнительных побуждений к действию (Иванников). Структура В действия: Мотивы (трудный и актуальный) – цель (предварительная) – обсуждение и борьба мотивов (внутр конфликт) – решение (выбор цели) – исполнение (внешн конфликт, препятствие) – рез (награда).

Мотивы В действий – причины, кот побуждают чел действовать: основные и побочные. В основе мотивов В действий – потреб-ти, эмоции, чувства, интересы, склонности. В основе В лежит совокуп-ть опред кач-в лич-ти, волевых кач-в. К ним относятся: целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоят, решительность, выдержка (терпение), дисциплинированность, смелость. Формирование В кач-в происходит в процессе воспитания лич-ти и самовоспитания, т.к. их развитие требует упражнений в преодолении трудностей и препятствий. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей – это власть над собой. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр особенностей воли словом «сила», противоположный полюс – «слабость». Диапазон проявления воли велик, сюда относятся абулия и апраксия. Абулия – это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности, принятия решений к действию. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение локализовано в лобных долях – наступает апраксия в виде нарушения произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе. Частый и типичный вид слабоволия – лень (стремление человека отказаться от преодоления трудностей). К положительным качествам воли можно отнести – мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.

Павлов И.П. В рефлекторна по природе, проявляется в виде ответной р-ции на воздействующий стимул, т.е. В чел зависит от внешн условий. Бернштейн Н.А., Анохин П.К. В сознательное регулирование чел своего поведения.

Страницы: 1 2 


Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ — образуют четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познако ...

Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося. В н ...

Методика проведения исследования
Сроки и место проведения исследования Настоящее исследование проведено в период с 01.10.2003г. по 01.04.2004г. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра. Общая характеристика испытуемых: В соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач было проведено к ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru