Общая характеристика волевых процессов
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика волевых процессов

в. Само решение, а затем следующее за ним исполнение в таком случае обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством кот чел осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окр действительность в соответствии со своим замыслом (С.Л. Рубинштейн). Волевые действия совершаются в условиях конфликта преодоления внутр или внешн препятствий. В связана с мышлением и чувствами. Прявления мышления выражаются в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения (наличие продуманного плана осуществления В действия). Проявление чувств, в желании добиться, достичь чего-либо. Основные виды действия: 1. Непроизвольные – выполняются на основе неосознаваемых, плохо осознаваемых влечений – импульсивные действия, совершаются в состоянии аффекта; 2. Автоматизированные – основа формирования навыков; 3. Произвольные действия, совершаемые на основе осознанных целей; 4. Волевые – действия, кот совершаются на основе осознанных целей, но совершаются в условиях конфликта, преодоления внешн, внутр препятствий. Два вида В действий (в обоих есть конфликт): 1) Простые В действия – действия привычные (пробуждение утром) – простой конфликт; 2) Сложные В действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помириться после ссоры). Природа В действия – действие целенаправленно и регулируется этой целью. Три основных подхода к формированию В действия: 1) Для того, чтобы осуществлять В действия чел должен научиться делать то, что необходимо, т.е. у него должен сформироваться мотив долженствования (Селиванов); 2) Когда возникает необходимость достижения далеких и трудных целей, В действия опосредуются работой сознания, т.е. осознание связей м/ду мотивом и целью, осознание иерархий мотивов и целей (интеллект-ный план действия) (Божович, Славина); 3) Для выполнения В действий требуется создание дополнительных побуждений к действию (Иванников). Структура В действия: Мотивы (трудный и актуальный) – цель (предварительная) – обсуждение и борьба мотивов (внутр конфликт) – решение (выбор цели) – исполнение (внешн конфликт, препятствие) – рез (награда).

Мотивы В действий – причины, кот побуждают чел действовать: основные и побочные. В основе мотивов В действий – потреб-ти, эмоции, чувства, интересы, склонности. В основе В лежит совокуп-ть опред кач-в лич-ти, волевых кач-в. К ним относятся: целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоят, решительность, выдержка (терпение), дисциплинированность, смелость. Формирование В кач-в происходит в процессе воспитания лич-ти и самовоспитания, т.к. их развитие требует упражнений в преодолении трудностей и препятствий. Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей – это власть над собой. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр особенностей воли словом «сила», противоположный полюс – «слабость». Диапазон проявления воли велик, сюда относятся абулия и апраксия. Абулия – это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности, принятия решений к действию. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение локализовано в лобных долях – наступает апраксия в виде нарушения произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе. Частый и типичный вид слабоволия – лень (стремление человека отказаться от преодоления трудностей). К положительным качествам воли можно отнести – мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.

Павлов И.П. В рефлекторна по природе, проявляется в виде ответной р-ции на воздействующий стимул, т.е. В чел зависит от внешн условий. Бернштейн Н.А., Анохин П.К. В сознательное регулирование чел своего поведения.

Страницы: 1 2 


Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик
1+, 2-, 3+, 4+, 5+, 6+, 7-, 8+, 9-, 10+, 11+, 12+, 13+, 14+, 15+, 16+, 17+, 18-, 19+, 20-, 21-, 22+, 23+, 24+, 25+, 26+, 27-, 28+, 29-, 30-, 31+, 32-, 33-, 34+, 35+, 36-, 37-, 38-, 39+, 40-, 41-, 42-, 43+, 44+, 45-, 46-, 47-, 48+, 49-, 50-, 51+, 52+, 53-, 54+, 55-, 56-, 57-, 58+, 59+, 60+, 61+, 62-, 63-, 64-, 65-, 66-, 67+, 68+, 69-, 70 ...

Тестирование
Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого. Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик - тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической де ...

Опросник Р. Кеттела
Интерпретация результатов: Фактор А (7 стенов): существует тенденция к богатству и яркости эмоциональных проявлений, естественности и непринужденности поведения, готовности к сотрудничеству, чуткому, внимательному отношению к людям, доброте и мягкосердечии. Фактор В (7 стенов): существует склонность к хорошему уровню интеллект ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru