Мышление как решение задач. Операции и формы мышления
Страница 1

Основы психологии » Мышление как решение задач. Операции и формы мышления

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление - это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Понятие имеет абстрактный характер. Формой существования понятия является слово.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Рассмотрим основные фазы мыслительного процесса.

Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Но сама установка проблемы является актом мышления, возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решения задачи осуществляется различными многообразными способами - в зависимости от характера самой задачи. Решение задач требует по большей части привлечения в качестве предпосылок теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении. Сначала приблизительном, возникающего вопроса или проблемы к некоторой области знания.

Процесс мышления всегда опирается на имеющиеся знания, которые привлекаются для решения задачи. Часто задача решается с помощью автоматически установившихся приемов. Такие автоматизированные схемы часто играют существенную роль в процессе мышления.

Решение сложных задач, особенно возникающих впервые, часто совершается на основе гипотез. Гипотеза, конечно же, требует проверки. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки гипотезы располагает мысль.

Когда проверка гипотез заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждения по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы спускается в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи - развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Страницы: 1 2 3 4


Возрастные особенности суицидального поведения
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности. Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а ...

Межличностные методы разрешения конфликтов.
Межличностные способы разрешения конфликтов включают укло­нение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. Уклонение подразумевает, что человек старается уйти от кон­фликта. Сглаживание характеризуется поведением, основанным на убеж­дении, что члены коллектива — одна команда и не следует «раска­чивать лодку». Принужде ...

Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в отечественной и зарубежной школах
Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Классификация неврозов: 1) неврастения; 2) не ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru