Тест «Несуществующее животное»[13]

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Тест приведен в Приложении 3.

Естественно, что приведенные приемы исследования личности недостаточны для полной ее характеристики, но они могут раскрыть некоторые личностные особенности ребенка. В связи с разнообразием подходов к исследованию личности, на сегодняшний день не существует сколько-нибудь четкой и общепринятой классификации личностных опросников. Основные проблемы использования личностных опросников связаны с возможностью фальсификации ответов (ответы субъектов могут быть не искренними в силу стремления к «социальной желательности»), а также со снижением достоверности полученных данных в силу влияния двух основных групп факторов:

— Факторов имеющих установочную природу (установки могут значительно искажать ответы испытуемых» в силу различных обстоятельств, поэтому в настоящее время минимизации влияния установок на ответы посвящены многочисленные исследования).

— Фактора различий в понимании вопросов обследуемыми. (Интеллектуальная оценка вопросов субъектами существенно влияет на достоверность ответов. Неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики).

Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой и применением личностных опросников, необходимо подчеркнуть, что для измерения той или иной переменной формулируется вопрос или утверждение, ответ на который будет индикатором ее наличия (отсутствия). Однако необходимо помнить, что ответ на вопрос обусловлен действием значительного числа факторов (отношение к обследованию, условия обследования, пол экспериментатора, жизненный опыт и т. п.). Соответственно, связь измеряемой личностной переменной с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически.


Сознание
Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения этих планов. Все эти перечисленные качества человека связаны со сферой его сознания ...

Младший школьник – новая личность
«Даже однояйцевые близнецы, – отмечают Н.П. Дубинин и Ю.Н. Шевченко, – имеющие тождественный генотип, в случае, если они развиваются в разных социальных условиях, при сохранении поразительного физического сходства могут формироваться в различные духовные личности». Способности и качества личности складываются и развиваются в процессе ее ...

Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы. Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «об ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru