Способы работы с лицами, склонными к суициду. Оценка суицидального риска
Страница 2

Психология » Суицидальное поведение » Способы работы с лицами, склонными к суициду. Оценка суицидального риска

К ним относятся:

· условия семейного воспитания:

— отсутствие отца в раннем детстве;

— матриархальный стиль отношений в семье;

— воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;

— отверженность и социальная изоляция;

— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

· стиль жизни и деятельности:

— акцентуация характера;

— употребление алкоголя и наркотиков;

— попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

— совершение уголовно наказуемого поступка.

· взаимоотношения с окружающими людьми:

— изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

— разрыв высоко значимых любовных отношений;

— затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.

· недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);

· длительные соматические заболевания.

Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.

Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно. Именно изменения в поведении (знаки беды) позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу. Знаки беды — это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения человека.

Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— усиление жалоб на физическое недомогание;

— склонность к быстрой перемене настроения;

— жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;

— ухудшение или улучшение аппетита;

— беспричинная нервозность;

— признаки постоянной усталости;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

— отказ от социальной активности, от совместных дел;

— излишний риск в поступках;

— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

— поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

— необычные вспышки раздражительности;

— усиленное чувство тревоги, безнадежности;

— приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;

— отсутствие планов на будущее;

— составление записки об уходе из жизни.

Должны насторожить следующие заявления человека:

— «ненавижу жизнь»;

— «всем будет лучше без меня»;

— «мне нечего ждать от жизни»;

— «они пожалеют о том, что они мне сделали»;

— «не могу этого вынести»;

— «я стал обузой для всех»;

— «я покончу с собой»;

— «никому я не нужен»;

— «это выше моих сил».

Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.

1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).

2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).

3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ «тупика».

4. Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.[18,184]

Суицидоопасным, по исследованиям Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева (прожективный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга), можно считать эгозащитный и потребностно- настойчивый типы реагирования, причем с преобладанием экстрапунитивного направления (в манипулятивных суицидах), а также низкий уровень коэффициента групповой конформности (GCR). Для психокоррекционной и профилактической работы необходимо знать не только уровень самооценки, но и уровень притязаний. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и возрастает риск социальной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3


Дошкольный возраст
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, ...

Понятие воли. Структура волевого действия
Воля – психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы ее достижения, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля к ...

Опишите и выполните краткий отборочный тест В. Н. Бузина.
Методика "КОТ" (Краткий ориентировочный тест) В.Н.Бузина предназначена для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности. Тест предусматривает диагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптима ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru