Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
Страница 1

Психология » Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной недостаточностью) » Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга

На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б».

На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А».

После проведенного исследования полученные данные были обработаны и внесены в сводную таблицу результатов. [Приложение 3]

По результатам были сделаны следующие выводы:

Каждый ученик делал упражнения гимнастики по 10 минут ежедневно в течение 30 дней (6 недель). Показатели прогресса учеников за истекший период таковы, что их успеваемость повысилась на 40%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, как быстро он сможет стать субъектом учебной деятельности. Это предполагает понимание ребенком цели этой деятельности и владение базовыми учебными действиями.

Базовые учебные действия выделены на основе анализа классификаций учебных действий, предложенных в работах Н.Д. Левитова, М.И. Менчинской, Н.Ф. Талызиной и других, а также изучения опыта работы учителей коррекционных школ. К ним относятся поведенческие учебные действия, общие учебные действия и начальные логические операции. Эти действия обусловливают активность школьников в процессе обучения, успешность усвоения ими программного содержания, положительное отношение к процессу обучения, а также необходимы для участия в других видах деятельности (общении, игре, труде т.д.) [23; 127].

На проведенном нами экспериментальном исследовании, в ходе которого изучались особенности базовых учебных действий учащихся 4 класса с недоразвитием интеллекта. С учетом полученных результатов был построен процесс формирования базовых учебных действий, который осуществлялся в ходе изучения программного материала на уроках чтения, русского языка, ознакомления с окружающим миром, математики, рисования и труда.

В процессе формирования базовых учебных действий были выделены четыре этапа: первый этап был направлен на формирование поведенческих учебных действий; второй этап предполагал формирование общих учебных действий; третий этап был посвящен формированию начальных логических операций; четвертый этап был направлен на формирование у школьников целостного представления о базовых учебных действиях и применение этих действий в процессе урока.

Первые три этапа имели одинаковую структуру и состояли из четырех последовательных частей:

1. Уточнение понимания школьниками понятий, связанных с определенной группой базовых учебных действий.

2. Ознакомление с содержательной и операционной сторонами формируемых действий.

3. Обучение использованию действий в процессе учебной деятельности под контролем учителя.

4. Введение действия в учебную деятельность на уроке.

Последний этап, в силу особенностей своего содержания, не структурировался. Он предполагал создание ситуаций, где успех деятельности ребенка зависел от умения пользоваться им всем комплексом базовыми учебными действиями.

Первая часть каждого из трех этапов рассматривалась как предварительная. Ее значение для всей последующей работы обусловлено направленностью обучения на ознакомление учеников с понятиями (урок, звонок, учебные принадлежности, учитель, ученик, право-лево, различие, сходство, группы и т.д.), необходимыми для понимания смысла, как отдельных действий, так и всей учебной деятельности. Для большинства детей многие понятия были практически не знакомы. Поэтому важно было познакомить школьников с ними и научить пользоваться данными понятиями в процессе учебной деятельности.

В рамках второй части у учащихся формировалось представление о цели и способе выполнения каждого конкретного действия. Для этого на материале различных учебных предметов создавались ситуации, требующие выполнения того или иного действия; использовались сюжетные картины (динамические, имеющие фон, и съемные элементы, и статические); демонстрировался и разъяснялся образец выполнения действия.

Страницы: 1 2


Семья как важнейший фактор в решении проблемы
Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [2, с.256]. Вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспри ...

Самосознание, его структура и развитие
Самосознание - один из основных структурных компонентов личности. В отечественной психологической литературе Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин В зарубежной Этой проблематикой занимались У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, В. Франкл и многие другие выда ...

Общая характеристика мотивационной сферы личности
Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Мотивация—система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами, мотивация — это сов ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru