Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
Страница 1

Психология » Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной недостаточностью) » Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга

На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б».

На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А».

После проведенного исследования полученные данные были обработаны и внесены в сводную таблицу результатов. [Приложение 3]

По результатам были сделаны следующие выводы:

Каждый ученик делал упражнения гимнастики по 10 минут ежедневно в течение 30 дней (6 недель). Показатели прогресса учеников за истекший период таковы, что их успеваемость повысилась на 40%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, как быстро он сможет стать субъектом учебной деятельности. Это предполагает понимание ребенком цели этой деятельности и владение базовыми учебными действиями.

Базовые учебные действия выделены на основе анализа классификаций учебных действий, предложенных в работах Н.Д. Левитова, М.И. Менчинской, Н.Ф. Талызиной и других, а также изучения опыта работы учителей коррекционных школ. К ним относятся поведенческие учебные действия, общие учебные действия и начальные логические операции. Эти действия обусловливают активность школьников в процессе обучения, успешность усвоения ими программного содержания, положительное отношение к процессу обучения, а также необходимы для участия в других видах деятельности (общении, игре, труде т.д.) [23; 127].

На проведенном нами экспериментальном исследовании, в ходе которого изучались особенности базовых учебных действий учащихся 4 класса с недоразвитием интеллекта. С учетом полученных результатов был построен процесс формирования базовых учебных действий, который осуществлялся в ходе изучения программного материала на уроках чтения, русского языка, ознакомления с окружающим миром, математики, рисования и труда.

В процессе формирования базовых учебных действий были выделены четыре этапа: первый этап был направлен на формирование поведенческих учебных действий; второй этап предполагал формирование общих учебных действий; третий этап был посвящен формированию начальных логических операций; четвертый этап был направлен на формирование у школьников целостного представления о базовых учебных действиях и применение этих действий в процессе урока.

Первые три этапа имели одинаковую структуру и состояли из четырех последовательных частей:

1. Уточнение понимания школьниками понятий, связанных с определенной группой базовых учебных действий.

2. Ознакомление с содержательной и операционной сторонами формируемых действий.

3. Обучение использованию действий в процессе учебной деятельности под контролем учителя.

4. Введение действия в учебную деятельность на уроке.

Последний этап, в силу особенностей своего содержания, не структурировался. Он предполагал создание ситуаций, где успех деятельности ребенка зависел от умения пользоваться им всем комплексом базовыми учебными действиями.

Первая часть каждого из трех этапов рассматривалась как предварительная. Ее значение для всей последующей работы обусловлено направленностью обучения на ознакомление учеников с понятиями (урок, звонок, учебные принадлежности, учитель, ученик, право-лево, различие, сходство, группы и т.д.), необходимыми для понимания смысла, как отдельных действий, так и всей учебной деятельности. Для большинства детей многие понятия были практически не знакомы. Поэтому важно было познакомить школьников с ними и научить пользоваться данными понятиями в процессе учебной деятельности.

В рамках второй части у учащихся формировалось представление о цели и способе выполнения каждого конкретного действия. Для этого на материале различных учебных предметов создавались ситуации, требующие выполнения того или иного действия; использовались сюжетные картины (динамические, имеющие фон, и съемные элементы, и статические); демонстрировался и разъяснялся образец выполнения действия.

Страницы: 1 2


Методика исследования понимания логико–грамматических
отношений Исследование понимания логико–грамматических отношений 1.а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом. 2.а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом. 3. Скажи что верно: весна бывает перед летом или – лето перед весной? 4.Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто дра ...

Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...

Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru