Заключение
Страница 2

Преобладание моноцентрического подхода, т.е. освещения истории психологии в какой-либо отдельно взятой стране, безотносительно к истории развития психологии в других странах, является общей чертой, характеризующей современную как отечественную, так и зарубежную историографию. И на наш взгляд на современном этапе моноцентрический принцип должен смениться доминированием полицентрического способа интерпретации истории психологической науки, предполагающего трактовку исторического развития психологии в разных странах мира как единого интернационального процесса становления психологических знаний. В современных сводных трудах, обобщающих опыт становления и состояние современной мировой психологии, география рассматриваемых в них научных центров уже не может быть ограничена лишь отдельными, ведущими зарубежными странами. Все более достойными внимания являются достижения научных центров, школ и направлений, развивающихся в настоящее время или возникших в более ранние периоды в других странах мира, в том числе и в странах азиатского и восточного региона. www.titaniumbank.ru

В современной отечественной и зарубежной историологии весьма слабо изучена история развития различных отраслей психологии, взятых как в отдельности, так и в их взаимосвязи, В нашей стране история и современное состояние разных отраслей психологии представлена либо только обзорными статьями, либо отдельными главами в различных монографиях и учебных пособиях. Между тем имеются серьезные основания к тому, чтобы рассмотрение истории психологической науки с точки зрения ее состава и структуры стало одним из ведущих способов историко-психологического анализа как в масштабе одной страны, так и в рамках мировой истории психологии.

Возникновение и выделение большого числа различных отраслей психологии указывает на то, что именно они, по верному определению Л.И. Анциферовой, являются основными структурными формами развития современной психологии, именно отрасли психологии стягивают в один узел и стимулируют разработку общих проблем психологии, именно внутри них зарождались и возникают новые психологические принципы. Отсюда вполне очевидно, что изменениям в структурных формах современного развития психологии должен соответствовать и определенный способ ее историко-психологического исследования. И таким способом должен стать анализ истории психологической науки со стороны ее структуры. Он даст возможность показать, как исторически складывалась система психологической науки, определить ее современную структуру, установить исторические закономерности дифференциации и интеграции психологических знаний, предсказать возможные междисциплинарные связи психологии в будущем.

Многие теоретические и методологические вопросы истории психологии, и особенно проблема периодизации, не могут быть в настоящее время решены вследствие неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития. Менее всего остаются раскрытыми история доантичной и средневековой психологии, развитие психологии в эпоху Возрождения. Довольно схематично изображается современное состояние психологии и, более того, оно характеризуется, как правило, без анализа исторических предпосылок, определяющих своеобразие современных тенденций и направлений в психологии, в то время как известно, что отрыв современности от истории есть недооценка роли прошлого науки в созидании ее настоящего и будущего.

Подводя общие итоги, можно заключить, что основная задача в области истории психологии на современном этапе должна состоять в переводе историко-психологических исследований с простого эмпирического описания исторических фактов на теоретические рельсы, в преобразовании историографии в историологию. Для успешной реализации этой главной задачи необходимо общее расширение историко-психологических исследований, которые были бы развернуты в следующих направлениях:

разработка теоретических и методологических основ истории психологии;

поиск новых гипотетических моделей, обеспечивающих многомерную интерпретацию исторического развития психологии;

Страницы: 1 2 3


Переговорный процесс. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс. Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта. В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это: 1. ...

Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика. История вопроса
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Го ...

Понятие «гендер». Проблема гендерных различий. Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер: «Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru