Заключение
Страница 1

Таким образом, полное становление психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о том, что четкие границы, разделяющие один период развития психологии от другого, провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна. По-видимому, перспектива дальнейшей разработки проблем периодизации должны быть связаны с многомерным подходом в выборе и определении оснований и принципов для выделения различных периодов и построения периодизации в целом, что, в свою очередь, предполагает формирование полисистемной гипотетической концепции истории психологии, разнообразие способов ретроспективной развертки, известную степень полноты сведений о состоянии психологических знаний в конкретный период их развития.

В настоящее время осуществление принципов полисистемности и многомерности в изучении истории психологии затруднено вследствие наличия существенных "белых пятен", в характере которых обнаруживаются сходные черты как в отечественной, так и зарубежной историографии. Эти белые пятна проявляются прежде всего в неравномерности распределения историко-психологических исследований, различающихся по темам, проблематике, широте охвата и освещаемым периодам развития истории психологии.

Наибольший дефицит обнаруживается в сводных трудах, в которых обобщался бы весь опыт становления мировой психологии и которые были бы направлены на выявление общих тенденций в развитии психологической науки. Именно эта линия исследований, по единодушному мнению отечественных психологов, должна занять центральное место в психологической историографии.

В современной отечественной литературе к числу таких сводных трудов можно было бы отнести, пожалуй, лишь работу М.Г. Ярошевского. Однако в ней не представлена история отечественной психологии, что, во-первых, немало обедняет историю развития мировой психологии, а во-вторых, не позволяет раскрыть исторические связи отечественной и зарубежной психологии в разные исторические периоды и определить реальное влияние, роль и место русской и советской психологии в развитии всемирной психологии.

В последние десятилетия в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания истории отечественной психологии. Свидетельством тому могут служить появление работ Б.Г. Ананьева, М.В. Соколова, А.В. Петровского, Е.А. Будиловой, А.А. Смирнова и других авторов. Вместе с тем в большинстве из этих трудов история отечественной психологии в дореволюционный или советский периоды не соотносится специально с общим процессом развития мировой психологической науки. И таким образом, отечественная психология вновь остается обособленной, оторванной от общего хода развития мировой психологии.

А между тем история отечественной психологии в ее отношении к истории развития зарубежной психологии и мировой психологии в целом должна стать предметом специального исследования, так как действительное влияние отечественной психологии на развитие психологии за рубежом было и остается весьма заметным и ощутимым. Влияние идей П.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе и других видных ученых нашей страны находит достойную оценку среди прогрессивных ученых зарубежных стран. Вот как оценивает значение трудов Л.С. Выготского крупный современный американский ученый Дж. Брунер. Он подчеркивает: "Каждый психолог, который занимался в минувшую четверть века познавательными процессами, должен признать то большое влияние, которое оказали на него труды Льва Семеновича Выготского". Однако, как уже было показано, наряду с позитивными оценками нашей отечественной психологии за рубежом имеют место и попытки искажения, принижения или полного игнорирования роли русской и советской психологии. Именно это обстоятельство делает настоятельной задачей проведение специальных исследований по истории отечественной психологии в общем контексте развития мировой психологии.

Важность изучения истории отечественной психологии обусловлена в наше время еще и тем, что отечественная психологическая наука становится предметом особого интереса у психологов зарубежных стран. В последние годы за рубежом издаются специальные сборники и монографии по русской психологии. Возрастающий интерес к русской психологии среди зарубежных ученых вызван некоторыми новыми тенденциями, которые обнаруживаются в современной зарубежной психологии. Длительное господство в западных странах философии позитивизма привело в психологии к известному пренебрежению к вопросам теории и методологии, к теоретической разобщенности конкретных исследований, к накоплению необозримого по своему масштабу и трудно сопоставимому по своему содержанию эмпирического материала. Все это побуждает теперь современных зарубежных психологов отходить от принципов позитивизма, порождает у них стремление к разработке общетеоретических и философско-методологических проблем психологии. Именно с этой точки зрения опыт отечественной психологии, богатый передовыми философскими и научными традициями, с которыми связаны грандиозные успехи отечественной психологической науки, все более и более привлекает внимание ученых зарубежных стран.

Страницы: 1 2 3


Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как ...

Внимание как объект психологического исследования
Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте. Таким объектом может являться как конкретный предмет, так и идея, образ, событие ...

Основные этапы развития психологической науки
1 этап– Психология как наука о душе – такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап– Психология как наука о сознании – возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основны ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru