Заключение
Страница 1

Таким образом, полное становление психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о том, что четкие границы, разделяющие один период развития психологии от другого, провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна. По-видимому, перспектива дальнейшей разработки проблем периодизации должны быть связаны с многомерным подходом в выборе и определении оснований и принципов для выделения различных периодов и построения периодизации в целом, что, в свою очередь, предполагает формирование полисистемной гипотетической концепции истории психологии, разнообразие способов ретроспективной развертки, известную степень полноты сведений о состоянии психологических знаний в конкретный период их развития. www.righttransport.ru

В настоящее время осуществление принципов полисистемности и многомерности в изучении истории психологии затруднено вследствие наличия существенных "белых пятен", в характере которых обнаруживаются сходные черты как в отечественной, так и зарубежной историографии. Эти белые пятна проявляются прежде всего в неравномерности распределения историко-психологических исследований, различающихся по темам, проблематике, широте охвата и освещаемым периодам развития истории психологии.

Наибольший дефицит обнаруживается в сводных трудах, в которых обобщался бы весь опыт становления мировой психологии и которые были бы направлены на выявление общих тенденций в развитии психологической науки. Именно эта линия исследований, по единодушному мнению отечественных психологов, должна занять центральное место в психологической историографии.

В современной отечественной литературе к числу таких сводных трудов можно было бы отнести, пожалуй, лишь работу М.Г. Ярошевского. Однако в ней не представлена история отечественной психологии, что, во-первых, немало обедняет историю развития мировой психологии, а во-вторых, не позволяет раскрыть исторические связи отечественной и зарубежной психологии в разные исторические периоды и определить реальное влияние, роль и место русской и советской психологии в развитии всемирной психологии.

В последние десятилетия в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания истории отечественной психологии. Свидетельством тому могут служить появление работ Б.Г. Ананьева, М.В. Соколова, А.В. Петровского, Е.А. Будиловой, А.А. Смирнова и других авторов. Вместе с тем в большинстве из этих трудов история отечественной психологии в дореволюционный или советский периоды не соотносится специально с общим процессом развития мировой психологической науки. И таким образом, отечественная психология вновь остается обособленной, оторванной от общего хода развития мировой психологии.

А между тем история отечественной психологии в ее отношении к истории развития зарубежной психологии и мировой психологии в целом должна стать предметом специального исследования, так как действительное влияние отечественной психологии на развитие психологии за рубежом было и остается весьма заметным и ощутимым. Влияние идей П.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе и других видных ученых нашей страны находит достойную оценку среди прогрессивных ученых зарубежных стран. Вот как оценивает значение трудов Л.С. Выготского крупный современный американский ученый Дж. Брунер. Он подчеркивает: "Каждый психолог, который занимался в минувшую четверть века познавательными процессами, должен признать то большое влияние, которое оказали на него труды Льва Семеновича Выготского". Однако, как уже было показано, наряду с позитивными оценками нашей отечественной психологии за рубежом имеют место и попытки искажения, принижения или полного игнорирования роли русской и советской психологии. Именно это обстоятельство делает настоятельной задачей проведение специальных исследований по истории отечественной психологии в общем контексте развития мировой психологии.

Важность изучения истории отечественной психологии обусловлена в наше время еще и тем, что отечественная психологическая наука становится предметом особого интереса у психологов зарубежных стран. В последние годы за рубежом издаются специальные сборники и монографии по русской психологии. Возрастающий интерес к русской психологии среди зарубежных ученых вызван некоторыми новыми тенденциями, которые обнаруживаются в современной зарубежной психологии. Длительное господство в западных странах философии позитивизма привело в психологии к известному пренебрежению к вопросам теории и методологии, к теоретической разобщенности конкретных исследований, к накоплению необозримого по своему масштабу и трудно сопоставимому по своему содержанию эмпирического материала. Все это побуждает теперь современных зарубежных психологов отходить от принципов позитивизма, порождает у них стремление к разработке общетеоретических и философско-методологических проблем психологии. Именно с этой точки зрения опыт отечественной психологии, богатый передовыми философскими и научными традициями, с которыми связаны грандиозные успехи отечественной психологической науки, все более и более привлекает внимание ученых зарубежных стран.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения сотрудников ОВД.
Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД. Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный ...

Гуманистический подход к организации обучения и воспитания
Теор осн: 1. лич-сть надо рассм-ть в единстве всех её сост-щих частей. В чел-ке нельзя разделить телесное и псих-ое, созн-ое и бессоз-ое, чувства и мысли (единство знаний и переживаний); 2. самый важный источник инф-ции о чел-ке – его S-ый опыт (т.е. непоср-но данные ему пережи-ия, ощу-ия, чувства); 3. чел-к по своей сути добрый (гуманн ...

Точка, точка, тире
Когда малыш начнет толкаться и пинаться, постарайтесь внимательнее прислушаться к его движениям. Попросите кроху ответить вам, постучать определенным образом. Такими движениями ребенок много сообщит о своих потребностях. Например, резкие толчки могут сигнализировать о неудобном положении, а когда мама сменит позу, малыш ответит благодар ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru