Понятие внимания. Функции, виды и свойства внимания
Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Функции:
1. Функция отбора - сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.
2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
3. Функция внимания является регуляцией и контролем протекания деятельности.
Виды:
1. Непроизвольное
— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)
2. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).
3. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.
Свойства:
1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:
- высокая; - низкая
2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно:
3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:
- трудное; - легкое
4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте:
- устойчивое
- неустойчивое
Трудности управления конфликтами в
педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы.
Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. Считалось: чем сильнее такое подчи ...
Самоанализ по методике Кеттела
1. Название теста: Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ)
2. Ф.И.О.: Мартынчук Людмила Васильевна
3. Возраст: 33 года
4. Социальное положение: Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоих детей.
5. Дата и время проведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00
6. Условия тестирования: Дома
7. Цель теста: экспрес ...
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы.
Личностные конструкты
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни.
Уче ...
