Введение
Страница 2

Цель исследования - изучить психологические особенности жизненных перспектив людей в период взрослости.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем – перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости – перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте – перспективы духовного благосостояния.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обосновать теоретико-методологическую базу изучения особенностей представлений о жизненных перспективах личности.

2. Проанализировать психологические особенности людей в период взрослости.

3. Исследовать психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.

Теоретико-методологической основой исследования явились: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В.И. Слободчиков и др.).

Методы исследования: в качестве основных методов исследования выступают метод эксперимента, психодиагностики и математический метод однофакторного дисперсионного анализа.

В работе используются следующие психодиагностические методики: Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина); Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман). В качестве математического метода обработки результатов применяется однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок. Этот метод позволяет нам оценить влияние фактора возраста на независимую переменную (жизненные перспективы).

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; корректным использованием методов математической статистики; содержательным анализом выявленных фактов.

Научная новизна исследования заключается в том, что нами были проанализированы жизненные перспективы в каждом периоде взрослости и выделены особенности жизненных перспектив в каждом возрастном периоде взрослости.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы психологами, психиатрами, психотерапевтами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи взрослым людям.

Структура работы:

Дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы жизненных перспектив в периоде взрослости. В первой части этой главы мы рассмотрим проблему жизненных перспектив личности в отечественной и зарубежной психологии. Затем охарактеризуем основные психологические характеристики периода взрослости, а в третьей части рассмотрим особенности жизненных перспектив взрослых людей. Во второй главе мы представляем эмпирическое изучение жизненных перспектив во взрослом возрасте, где мы приводим обоснование выборов методов исследования, описание процедуры исследования и анализ полученных результатов. По итогам каждой из глав приводятся краткие выводы.

Страницы: 1 2 


Системы методов
Системой методов любой области знаний, в том числе истории психологии, определяется наличием реального фактического материала, с которым "работает" наука - ее источников. В широком смысле к ним можно отнести духовную и материальную культуру человеческой цивилизации. Конкретными источниками истории психологии являются тексты - ...

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция
Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого ново ...

Самоанализ по методике Кеттела
1. Название теста: Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ) 2. Ф.И.О.: Мартынчук Людмила Васильевна 3. Возраст: 33 года 4. Социальное положение: Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоих детей. 5. Дата и время проведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00 6. Условия тестирования: Дома 7. Цель теста: экспрес ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru