ВведениеСтраница 1
Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим в современных психологических исследованиях на первый план выходит так называемая "жизненная" проблематика - анализ развития личности во времени жизни, - обозначенная как "психология жизненного пути". Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен "жизненных перспектив личности". Исследование представлений о жизненных перспективах приобретает особую важность при обращении к ситуации восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Актуальность данного исследования заключается в его важности для разработки теоретической проблемы жизненных перспектив в период взрослости в связи с тем, что проблема жизненных перспектив широко изучена в отношении подросткового и юношеского возраста и практически неизведанной остается для периода взрослости. Этот возраст является очень интересным с точки зрения его изучения. Период взрослости как бы зажат между юностью и старостью, и носит отпечатки и того и другого возраста. Но и не похож на них, в этот период человек переживает кризис середины жизни и достигает своего расцвета (акме), в этом возрасте личность становится зрелой. В психологии, говоря о личности, выделяют одним из важных его качеств – развитие. Реализовав себя в профессиональном, личном, общественном, личность не останавливается на достигнутом. Поэтому не стоит останавливать исследование жизненных перспектив личности на этапе юношества. Существующие в науке исследования по данной проблематике не отражают качественной его стороны, в основном это исследования, касающиеся его временной характеристики. Есть исследования, в которых приводится сравнение представлений о перспективах жизни между различными возрастными периодами. В нашем исследовании мы рассмотрим качественные характеристики жизненных перспектив и их динамику в периоде взрослости, т.е. сочетаем структурный и динамический подходы.
В практической сфере данная проблема также остается актуальной. Мы знаем, кто является основным клиентом психолога, кто обращается к нему с запросами о помощи, чтобы решить проблему с детьми, мужем, женой, родителями. Это именно взрослый человек. Период взрослости наполнен как великими достижениями, так и серьезными переживаниями и проблемами. Если юношеский возраст питает нас надеждами и ожиданиями, то период взрослости грозит нам потерей смысла жизни. Для работы с этого рода проблемами психологу необходимо нацелить человека на будущее, работать с его ресурсами. Чтобы уметь разбираться в этих проблемах, нужно знать психологические особенности жизненных перспектив личности во взрослом возрасте.
Таким образом, можно предположить, что существует противоречие между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Из этого вытекает проблема, заключающаяся в необходимости изучения жизненных перспектив в период взрослости.
Объектом исследования выступают жизненные перспективы личности в период взрослости.
Предметом изучения являются психологические особенности жизненных перспектив личности в период взрослости.
Содержание управления конфликтами
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта.
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, ...
Как называется исторически сложившийся психологический склад мышления,
духовных установок
Стереотипизация –классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.
Стереотип- сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта м ...
Понятие темперамента. Компоненты темперамента
Темперамент
– это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, силы, уравновешенности и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – ...
