Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих
Страница 3

Психология » Психологические аспекты суицида » Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих

2–й уровень – научно-содержательный. Его основу составляют закономерности и принципы военно-педагогического процесса. Они выявлены и обоснованы военной психолого-педагогической наукой в результате длительных научных поисков и отражают существенные связи, проявляющиеся внутри военно-педагогического процесса в целом. К ним относятся:

а) взаимообусловленность внутренних устремлений личности воспитуемого (обучаемого) и внешних воздействий на него;

б) целостность развития личности военнослужащего (моряка) в результате педагогического взаимодействия с ней;

в) формирование личности в активной военно-профессиональной и др. деятельности;

г) зависимость педагогического процесса от стоящих перед воинским подразделением задач;

д) соответствие педагогических воздействий на личность и коллектив его целям и задачам, уровню военно-профессиональной и социальной зрелости.

3-й уровень – методический. Его содержание составляют знания о методах психолого-педагогических исследований. При этом следует учитывать, что методы психологии и педагогики представляют собой совокупность способов и приемов изучения содержания и основных характеристик психолого-педагогических явлений личности военнослужащего и воинских подразделений. По содержанию и условиям реализации методы исследования психолого-педагогических проблем в рамках военной психологии и педагогики можно объединить в три относительно самостоятельные группы: всеобщие, общие и частные.

Всеобщий метод – представляет собой методологическую основу познания сути и содержания психолого-педагогических явлений и основывается на основных законах материалистической диалектики. Главной особенностью метода является то, что он применяется во всех без исключения науках, однако дает в руки офицера весьма приблизительную информацию об исследуемом объекте, требующую последующего уточнения.

Общие методы – способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемых в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив.

Наиболее широко военной психологией и педагогикой используются следующие из них:

1. Метод наблюдения, представляющий собой изучение психолого-педагогических явлений личности и коллектива на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Другими словами – это систематическое, целеустремленное накопление фактов о действиях подчиненных в условиях повседневной боевой, повышенно боевой и др.деятельности.

2. Метод эксперимента, который рассматривается как изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа внешнего проявления особенностей личности военнослужащего и функционирования воинских Коллективов в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

3. Метод диагностической (познавательной) беседы трактуется как изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов респондентов (опрашиваемых военнослужащих) на определенный перечень вопросов. Главное отличие метода диагностической беседы тот простого разговора – наличие конкретной цели ее ведения: выявление причин, установление закономерностей психолого-педагогических явлений и т.д.

4. Метод анкетирования представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания письменных ответов, даваемых военнослужащими на заранее определенный перечень вопросов.

5. Метод анализа результатов профессиональной деятельности – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа результатов профессиональной подготовки, служебной и боевой деятельности, выполнения функциональных обязанностей изучаемые военнослужащими и воинским подразделениями (коллективами).

6. Метод анализа документов предполагает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания документов, касающихся военнослужащих или воинского коллектива в целом (характеристик, актов, протоколов и т.д.).

7. Метод независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими людьми. Если в число таких людей входят специалисты в данной области (эксперты), то метод получает название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий его обучения, воспитания и психологического развития.

Частные методы – способы исследования, применяемые только в конкретной науке психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и уже обеспечивают их самостоятельное функционирование. Однако результаты изучения и содержание практических рекомендации будут более точными, если в них учтена особенность деятельности объекта психолого-педагогических исследований. В военной психологии и педагогике они формируют содержание военно-теоретической базы.

Страницы: 1 2 3 4


Свойства и закономерности
Свойства потребностей и мотивов Потребности Мотивы - Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности - Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельнос ...

Факторы трудовой деморализации
Деморализация в широком смысле слова – это процесс психического разложения человека, переход его на более низкую стадию психического развития, вызванный различными внешними и внутренними факторами. Причин деморализации достаточно много.Учёные Майкл Вудкок и Дэйв Френсис, исследуя политические, социальные, экономические и психологические ...

Психология общении. Характеристика сторон общения
Человеч. отношения – общение, взмд-е людей, Многоплановость общения: 1) межличностные контакты (симпатия, антипатия); 2) соц. контакты; 3) межгрупповое общение. Поводы общения: 1) деловое, 2) личностное. Стр-ра общения: 1) коммуникативн. сторона (обмен инфо); 2) интерактивная (организация взмд-я м/д общающимися); 3) перцептивная (пр-сс ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru