Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих
Страница 3

Психология » Психологические аспекты суицида » Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих

2–й уровень – научно-содержательный. Его основу составляют закономерности и принципы военно-педагогического процесса. Они выявлены и обоснованы военной психолого-педагогической наукой в результате длительных научных поисков и отражают существенные связи, проявляющиеся внутри военно-педагогического процесса в целом. К ним относятся:

а) взаимообусловленность внутренних устремлений личности воспитуемого (обучаемого) и внешних воздействий на него;

б) целостность развития личности военнослужащего (моряка) в результате педагогического взаимодействия с ней;

в) формирование личности в активной военно-профессиональной и др. деятельности;

г) зависимость педагогического процесса от стоящих перед воинским подразделением задач;

д) соответствие педагогических воздействий на личность и коллектив его целям и задачам, уровню военно-профессиональной и социальной зрелости.

3-й уровень – методический. Его содержание составляют знания о методах психолого-педагогических исследований. При этом следует учитывать, что методы психологии и педагогики представляют собой совокупность способов и приемов изучения содержания и основных характеристик психолого-педагогических явлений личности военнослужащего и воинских подразделений. По содержанию и условиям реализации методы исследования психолого-педагогических проблем в рамках военной психологии и педагогики можно объединить в три относительно самостоятельные группы: всеобщие, общие и частные.

Всеобщий метод – представляет собой методологическую основу познания сути и содержания психолого-педагогических явлений и основывается на основных законах материалистической диалектики. Главной особенностью метода является то, что он применяется во всех без исключения науках, однако дает в руки офицера весьма приблизительную информацию об исследуемом объекте, требующую последующего уточнения.

Общие методы – способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемых в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив.

Наиболее широко военной психологией и педагогикой используются следующие из них:

1. Метод наблюдения, представляющий собой изучение психолого-педагогических явлений личности и коллектива на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях. Другими словами – это систематическое, целеустремленное накопление фактов о действиях подчиненных в условиях повседневной боевой, повышенно боевой и др.деятельности.

2. Метод эксперимента, который рассматривается как изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа внешнего проявления особенностей личности военнослужащего и функционирования воинских Коллективов в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

3. Метод диагностической (познавательной) беседы трактуется как изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов респондентов (опрашиваемых военнослужащих) на определенный перечень вопросов. Главное отличие метода диагностической беседы тот простого разговора – наличие конкретной цели ее ведения: выявление причин, установление закономерностей психолого-педагогических явлений и т.д.

4. Метод анкетирования представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания письменных ответов, даваемых военнослужащими на заранее определенный перечень вопросов.

5. Метод анализа результатов профессиональной деятельности – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа результатов профессиональной подготовки, служебной и боевой деятельности, выполнения функциональных обязанностей изучаемые военнослужащими и воинским подразделениями (коллективами).

6. Метод анализа документов предполагает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания документов, касающихся военнослужащих или воинского коллектива в целом (характеристик, актов, протоколов и т.д.).

7. Метод независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими людьми. Если в число таких людей входят специалисты в данной области (эксперты), то метод получает название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий его обучения, воспитания и психологического развития.

Частные методы – способы исследования, применяемые только в конкретной науке психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и уже обеспечивают их самостоятельное функционирование. Однако результаты изучения и содержание практических рекомендации будут более точными, если в них учтена особенность деятельности объекта психолого-педагогических исследований. В военной психологии и педагогике они формируют содержание военно-теоретической базы.

Страницы: 1 2 3 4


Виды внимания
По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он характеризуется пассивностью по отношению к объекту. Объект в данном случае не имеет отношения к ...

Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса Определение процесса Функции процесса Виды процесса (классификации) Свойства (качества, характеристики) процесса Примеча ния Ощущение Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы 1. ...

Методы психодиагностики
Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию о человеке вообще, а прицельно о тех или других ее особ ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru