Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих
Страница 2

Психология » Психологические аспекты суицида » Исследование психологических факторов суицида в воинской части. Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способности военнослужащих

Иными словами, возникает требование четкой перспективы становления себя как человека прошедшего армию среди сверстников и уверенности в том, что требования, предъявляемые в процессе армейской службы, повлекут большее, может быть предельное напряжение его физических и нравственных сил, однако, будут соответствовать его возможностям, призывники стремятся к обладанию чувством собственного достоинства и значимости Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, - едва ли не кратчайший путь к росту война в глазах сослуживцев, его доблести и гордости.

Призывники стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии, подобная тенденция позволяет трактовать процесс службы в армии не только как сообщение определенных фактов из военной жизни, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать – словом, направленную на выработку активных жизненных позиции будущего защитника отечества и просто человека выполняющего свой гражданский долг и конституционную обязанность. Как уже мы говорили в теоретической части настолько личность может адаптироваться к социальной среде, настолько меньше будет степень возникновения суицидального поведения. Поэтому программа, опытно- экспериментальной работы по выявлению суицидалного риска была направлена на решение следующих задач:

- изучение личностных адаптивных способностей;

- определить уровень тревожности;

- оценить риск суицидального поведения;

- определение психических состояний военнослужащих;

Исходя из специфики контингента испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие срочной службы молодого пополнения «Весна –2006», созданная нами программа содержало диагностические методы. На констатирующем этапе исследования, в котором принимали участие в общей сложности 65 солдат, предполагалось проведение ряда диагностических процедур, таких как опрос, анкетирование, тестирование, с целью выявления особенностей психического состояния и психологических проблем военнослужащих срочной службы. Мы на диагностику выявления лиц к суициду выбрали методики:

- Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным /17/. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Целью исследования была диагностика психического состояния и уровня психологической адаптированности солдат в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности. Для решения данной задачи мы использовали методы тестирования, наблюдения и беседы. Солдатами предлагалось ответить на ряд специально подобранных вопросов в письменной форме (Приложение № 1).

- Шкала самооценки Спилберга-Ханина. При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так и являющиеся стабильным свойством личности. Под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации не определенной опасности и проявляющее ожидании неблагополучного развития событий /18/ (Приложение № 2).

- Оценка риска суицидального поведения (карта риска суицидальности).

Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов устанавливается у обследуемого военнослужащего. Сбор информации осуществляется традиционными методами: динамическое наблюдение, индивидуальная беседа, изучение и анализ документов./12/ (Приложение № 3).

Методология военной психологии и педагогики заключает в себе научные положения и способы их применения на практике, различные по степени и содержанию влияния на исследовательскую и практическую деятельность в рамках обеих наук. Ее структура иерархична. Условно ее можно представить в виде трех уровней: гносеологического, научно-содержательного и методического. Кратко рассмотрим их содержание с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности.

1-й уровень гносеологический. Его содержание составляют материалистическое решение основного вопроса философии (что первично – сознание или материя и познаем ли мир.), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количество в качество, отрицания – отрицания), категории (явления и сущности, формы и содержания, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности, общего, особенного и единичного) и принципы (объективности и всесторонности анализа, развития, единства теории и практики, конкретности истины) материалистической диалектики. Идеи, составляющие в совокупности данный уровень методологии, направляют познавательную и практическую деятельность военных психологов и педагогов.

Страницы: 1 2 3 4


Подкрепление в научении через наблюдение
Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимани ...

Периоды родов
Нормальная беременность продолжается 38-42 недели. По конкретный день появления на свет знает лишь ребенок. Ведь для благополучных родов необходимо, чтобы малыш достиг физиологической зрелости. Поэтому важно дождаться естественного начала родов, сигнала от ребенка, что он готов появиться на свет. В течение родов выделяют три периода: ра ...

Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru