Психологическая характеристика процесса общения.
Страница 4

Психология » Психология профессионального общения » Психологическая характеристика процесса общения.

В качестве приемов манипулирования выступают:

- преждевременные извинения

- отказ принимать борьбу всерьез

- стремление избежать конфронтации, например, отмалчивание в ответ на упреки

- использование интимных знаний о партнере

- цепное реагирование: добавление к разговору не относящихся к делу вопросов

- предательство

- косвенное нападение, например, на человека, идею, значимые для партнера

- обещания без попыток их выполнения

- согласие с партнером ради временного перемирия

- требования большего, чем может дать партнер и др

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено

диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, равноправного партнёра по общению.

В зависимости от средств выделяют вербальное общение и невербальное общение. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дакти­лология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Речь бывает

письменная и устная,

последняя, в свою оче­редь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью

устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмени­ваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собе­седником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление на­меков, понятных только говорящим, разнообразных вспомога­тельных слов и междометий. Особенности этой речи в значи­тельной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадо­ванный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, он не только употребляет иные инто­нации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседо­вать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с ясным сообщением (докладом, публич­ным выступлением и т.п.).

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и време­нем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью несколь­ких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим обра­зом передавать от поколения к поколению опыт, накоплен­ный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бес­следно исчезать. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логи­ки и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо - значит хоро­шо уяснить это и запомнить.

Существенно важное значение для усиления действия вер­бальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показы­вает отношение коммуникатора к реципиенту.

Невербальная коммуникация – это совокупность средств, которые: дополнение речи, замещение речи, выражают эмоциональные состояния партнёров по коммуникативному процессу.

Первым среди них нужно назвать

оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система представляет собой моторику различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально изучает данные проблемы. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Взаимодействие памяти и деятельности
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа – прои ...

Опросник Р. Кеттела
1 а, 20 в, 39 а, 58 а, 77 в, 96 а, 114 а, 133 б, 152 в, 171 а, 2 а, 21 в, 40 а, 59 а, 78 б, 97 б, 115 б, 134 в, 153 в, 172 а, 3 а, 22 в, 41 а, 60 в, 79 б, 98 в, 116 б, 135 в, 154 в, 173 а, 4 а, 23 а, 42 в, 61 в, 80 а, 99 в, 117 а, 136 а, 155 б, 174 а, 5 а, 24 а, 43 б, 62 б, 81 в, 100 а, 118 б, 137 в, 156 а, 175 а, 6 а, 25 а, 44 а, ...

Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru