Психологическая характеристика процесса общения.
Страница 2

Психология » Психология профессионального общения » Психологическая характеристика процесса общения.

Умение занять Взрослую позицию в общении и твердо ее придерживаться - один из секретов древнего искусства дипломатии.

Когда ролевые позиции партнеров согласованны, их трансакции доставляют обоим чувство удовлетворения. Если слова, жесты, знаки вызывают положительные эмоции, то такие знаки Э.Берн называет “поглаживанием”. При согласованности позиций идет обмен “поглаживаниями”. Лишение ответного поглаживания задевает человека, а если вопреки ожиданиям к нему относятся с позиции Родителя, то это вызывает гнев.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына, и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посе­щая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, ре­гулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет чело­век, но окружающие ожидают от него поведения, соответст­вующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса обще­ния является соответствие поведения взаимодействующих лю­дей ожиданиям друг друга.

Как уже отмечалось, в структуру общения входит восприятие человека человеком. Каким же образом каждый из общающихся, ориентируясь на внешние проявления другого, формирует представление о нем, его внутреннем мире? Это происходит с помощью таких основных механизмов межличностного восприятия, как идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его особенностям. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе по­пытки поставить себя на его место.

Встретив в августовские дни около института двух явно взволно­ванных и лихорадочно перелистывающих учебник девушек, студент легко реконструирует их душевное состояние, восстанавливая в памяти время, когда он в качестве абитуриента сам стоял у инсти­тутских дверей, ожидая приглашения на экзамен.

Однако субъекту общения важно также, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспри­нимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия дру­гого человека. Понять другого означает, в частности, осоз­нать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая дру­гого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого.

В процессах общения идентификация и рефлексия высту­пают в единстве.

Если бы каждый человек всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними с безошибочной точностью. Однако в повседневной жизни субъ­ект, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и по­ступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведе­ния носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации.

Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознан­но: либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к оп­ределенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интер­претация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явле­ниям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. В данном случае стереотип - сформировавшийся образ человека, которым пользу­ются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом эти знания могут быть не только сомни­тельными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия сплошь и рядом используются как якобы выве­ренные эталоны понимания других людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Сущность и типы конфликтов
Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие. Буквально конфликт означает «столкновение». Обычно с кон­фликтом ассоциируются угрозы, враждебность, непонимание, по­пытка доказать свою правоту, обиды. Обычно конфликт рассматри­вается как явление негативное и нежелательное, которого следует избегать. Так считали представители ...

Оценка авторитарной личности
Сама по себе авторитарная личность - ни плоха, ни хороша. Чтобы оценить «хорошесть» авторитарной личности - нужно знать те цели, которые авторитарный человек ставит перед собой. Если реальные цели (а не только заявляемые на словах) самые благородные, красивые и светлые: научить жить свободно и вне шаблонов, научить творчеству и активной ...

Потребности, их характеристика и классификация
Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимые условия для его нормального ф-ционирования. Виды: биол потреб-ти (потреб-ти организма), соц потреб-ти (потреб-ть в общении, сперва это потреб-ть в матери, близких, затем эта потреб-ть направляется на более широкий круг взрослых), ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru