Понятие и причины асоцильного поведения
Страница 1

В литературе часто встречается понятие «трудный» юноша или молодой человек. Что значит трудный? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом [7, с.127].

Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности; регулируют поведение и осуществляют социальный контроль за поведением. Социальные нормы дают модели, эталоны должного. Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Многообразие социальных потребностей порождает и многообразие норм, классификация которых представлена ниже (см. Приложение 2).

Нормативные системы общества не являются застывшими. Они изменяются сами и изменяется отношение к ним. Полное принятие нормы – конформизм, а отклонение от нее – девиация.

Источниками поддержания нормативного поведения

(по мнению русского юриста, социолога Л.И. Петражицкого) могут быть:

· «социальный инстинкт» – следование без раздумья некоторым общим правилам действия;

· «позитивное моральное расположение» – чувство долга;

· боязнь внешнего принуждения, наказания;

· божественная власть [8, с.195].

Эти факторы действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувство долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение, которых не соответствует социальным или правовым нормам.

При оценке отклоняющегося поведения существуют две концепции:

относительная и абсолютная. Сторонники первой (относительной) считают, что нравственные и некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы. Нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о добре и зле, о правильном и неправильном, о должном и не должном.

Причины асоциального поведения

находятся в различных направлениях:

· в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, стремление выделиться, зависть и т.д.);

· в биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия…);

· в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможность работать, культурно отдыхать…).

Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи, традиции и т.д.) или сознательно, соответствующими государственными органами (нормы нрава). В зависимости от сферы регуляция общественных отношений они складываются в нормативные системы. Существует довольно большое количество нормативных систем. Это обычаи и традиции, нормы религиозные, эстетические, политические, и т. д., однако в современном обществе, в отличие от архаичного (традиционного), ведущими нормативными системами и основными регуляторами социальных отношений являются право и мораль. Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Мораль — это система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации индивида в отношении доминирующих стандартов культуры. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных грунт определяется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь негативный, деструктивный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным. Девиантное поведение можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия (см. Приложение 3).

Когда девиантное поведение приобретает заметные масштабы и превращается в социальное явление, в данном случае применяется термин «социальные отклонения» или «социальная патология».

Страницы: 1 2


Как появляется саморегулирование
Как мы видели, самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающ ...

Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок. Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выде ...

Предмет и методы истории психологии
История психологии обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки (хотя, как известно, вариантов построения научных систем достаточно много). Так, объектом истории психологии выступает психологическое знание. Предметом истории психологии являются закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания. Истори ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru