Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности. История изучения девиации

Психология » Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества » Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности. История изучения девиации

В конце XIX – начале XX вв. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации.

Итальянский врач Ц. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека [6, с. 68]. У. Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что означало присутствие характерных личностных черт [6, с.101]. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций [9, с.156]. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующих положений, ведет к совершенствованию социальных норм [9, с.164].

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей [9,с.175]. Он выделяет типы поведения, которые являются вместе с тем типами приспособления к обществу (см. Приложение 1).

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю. Появившись одновременно с зарождением человеческого общества, она была известна еще в глубокой древности. Но уже тогда общество, побуждаемое скорее инстинктом самосохранения, стремилось поставить на ее пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков и действий, противоречивших складывающимся представлениям о правилах поведения человека как разумного социального объекта. Такими социальными ограничениями на первых порах являлись мифологические представления и интуитивные запреты - табу. Понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие регулирующие поведение человека правила. Длительное время определяющим фактором служили различные религиозные догматы. По мере развития человеческого общества и совершенствования общественных отношений, развития науки и культуры, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению личности.


Эксперимент
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое разрешает осуществить то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных ...

Научные школы психологии в Украине
В Украине психология развивается как интегральная часть мировой психологической науки. На начало ХХ ст. сформировались научные школы: Киевская (Г.И.Челпанов, И.А.Сикорский, С.А.Ананьин), Одесская (И.М.Сеченов, И.И.Мечников, М.М.Ланге, С.Л.Рубинштейн). Одним из важнейших центров развития экспериментальной психологии в 20-30 годах ХХ век ...

Социально – психологический климат в коллективе.
В трудовом коллективе отношения между его членами обу­словлены двумя факторами: производственной деятельностью (она определяет формальные отношения) и межличностными отноше­ниями (которые определяют неформальные отношения). Состоя­ние неформальных межличностных отношений в трудовом кол­лективе называют социально-психологическим климатом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru