Структура профессионально важных качеств
Страница 1

Формирование подсистемы профессионально важных качеств - достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, "в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности".

Ведущей тенденцией развития подсистем профессионально важных качеств является значимое возрастание степени интегрированности - когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы профессионально-важных качеств, лежащих в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем профессионально-важных качеств.

Существуют две важнейшие категории профессионально важных качеств. Во-первых, профессионально важные качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих профессионально важных качеств. Во-вторых, те профессионально важные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто - более - важны для ее реализации. "Именно базовые профессионально важные качества являются основой для формирования подсистем профессионально важных качеств в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций" (А.В. Карпов). Поэтому профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Одно и то же профессионально важное качество в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость профессионально важных качеств для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта поэтому принято выделять профессионально важные качества и профессионально важные качества производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же профессионально важное качество является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антипрофессионально важным качеством в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы профессионально важных качеств, отвечающих за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Не все профессионально-важные качества связаны с параметрами деятельности простои, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа "чем выше уровень развития профессионально-важных качеств, тем эффективнее деятельность". Ряд профессионально важных качеств связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития профессионально-важных качеств. Кроме того, наибольшее развитие некоторых профессионально-важных качеств нередко ведет к ослаблению других профессионально-важных качеств.

Страницы: 1 2


Конституционная типология характера
Э. Кречмер предложил типологию характера строить исходя из конституции человека.[1] Он выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела (конституции) человека: астенический, атлетический и пикнический. И хотя достаточно глубокое обоснование этой классификации им не предложено, пользуются ею многие психологи и психиат ...

Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержа ...

Статистический анализ результатов обследования. Статистический анализ результатов обследования контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации
Для вычисления значимых различий между контрольной и экспериментальной группами использовался t-критерий Стьюдента[120]. Критические значения показателя t = 2,02; для р <= 0,05 (см. таблицу 1). Таблица 1. Показатель Средние значения t-критерий контрольная группа экспериментальная группа Самочувствие 4,2 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru