Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Страница 4

Психология » Межличностные отношения в группе в процессе командообразования » Критерии оценки кандидатов в управленческие команды

Материалистический подход к анализу сплоченности коллектива, отмечает В. Михеев, предполагает исследование ее как проявляющейся в реальной деятельности общности целей, интересов и норм поведения членов коллектива. Согласно автору, сплоченность - это степень единства действий (поведения) членов коллектива, где единство действий есть выполнение каждым из них своих задач в рамках общих целей, то есть сотрудничество. Здесь важно, что единство поведения должно быть достигнуто в условиях свободного, без прямого принуждения со стороны, выбора членами коллектива того или иного вида действий из объективно возможных в данной ситуации. Условие свободного выбора автор рассматривает как важнейшее при анализе сплоченности [41].

Считая социометрические индексы сплоченности непоказательными, В. Михеев предпринял попытку разработки оригинальной методики измерения степени единства поведения членов коллектива, являющейся, по мнению автора, центральным показателем уровня сплоченности [41].

К числу наиболее последовательных относится подход к исследованию групповой сплоченности, предложенный В.В. Шпалинским. В основу экспериментального исследования им была положена идея о ценностно-ориентационном единстве группы как важнейшем показателе групповой сплоченности, являющимся интегральной характеристики системы внутригрупповых связей. Индексом ценностно-ориентационного единства " . может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом". Например, по отношению к лидеру, который является "носителем" определенных черт, представляющих для группы социальную значимость[62].

Существует значительное многообразие конкретных операциональных трактовок групповой сплоченности, но фактически единым термином обозначаются: межличностная эмоциональная взаимоприемлемость, сходство мнений и установок, сенсомоторная согласованность, единство поведения членов группы. Но, как это было показано выше, эти характеристики фиксируют состояние локальных и, отнюдь не всегда, жестко связанных аспектов внутригрупповой активности.

Выделяются три разновидности групповых процессов, которые наиболее стойко концентрируют вокруг себя исследования сплоченности.

Во-первых, это эмоциональные моменты межличностных отношений, в случае сплоченности характеризующиеся высоким уровнем взаимной приемлемости членов группы. Методический аппарат измерения здесь, как правило, - социометрическая техника, в основе которой сопоставление числа полученных или отданных выборов (отвержений), сделанных членами группы.

Во-вторых, изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности. В данном случае, за показатель сплоченности берется степень согласованности (точнее, сходства) различных по характеру представлений, ориентации или интересов членов группы. Общая идея состоит в предположении, что, чем выше мера подобного сходства, тем выше уровень сплоченности группы.

Предметом анализа третьего направления исследований сплоченности является изучение условий оптимальности внутригруппового взаимодействия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач. Это направление представлено исследованиями психофизиологической и сенсомоторной совместимости членов группы в процесс взаимосвязанной практической деятельности.

Поскольку сплоченная группа - это всегда совместимая группа, К.К. Платонов выделяет 4 вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую (мы ужеупоминалиэтотфакт-В.Н.).

Физиологический уровень включает возрастно-половые особенности индивидов, темпо-ритмическую организацию индивидов, свойства нервной системы.

Психофизиологический уровень основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.

Психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения.

Социально-психологический уровень - это более интегрированный уровень взаимодействия, предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации.

Производственная сплоченность команды означает, что данный состав группы обеспечивать выполнение групповой функции, т.е. выполнения производственного задания. Социальная и психологическая сплоченность членов команды, выражается во взаимопонимании, терпении, доброжелательности и готовности к взаимопомощи. Таким образом, в основе сплоченности лежат интересы людей - производственные, социальные, дружеские и т.д.

Субъективные оценки членов группы, в которых отражаются когнитивные и эмоциональные процессы, обнаруживают зависимость от эффективности совместной деятельности и взаимодействия.

Взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Соотношения оценок и самооценок не одинаково, в зависимости от степени сплоченности группы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методика исследования агрессивности Басса-Дарки (Приложение 2)
Результаты исследования показали тенденцию преобладания у сотрудников охранно - конвойной службы всех показателей агрессивности. В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям: Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 подозрительность. Это реакция, раз ...

Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и ...

Метод наблюдения в психологии
Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание метод и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека – путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности. Метод – это совокупность приемов и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru