Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики
Страница 2

Основы психологии » Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики

1. возрастные изменения в развитии человека.

2. эффективность разны методов обучения.

3. воздействие психотерапии.

4. при найме людей

5. распределение обязанностей.

6. перевод на новое место работы и т.д.

2. Опросники – это такая группа психодиан-х методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего присьменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непостредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут давться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). О-а. классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросоми (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный). Вопросы часто комбинируют.

3. Проективная техника –это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение отдельных черт. Наиболее существенным признаком П. методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам доплнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазаон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Группы:

- методики структурирования: формирвоание стимулов, придание им смысла;

- м-ки конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;

- м-ки интерпретации: истолктвание какого-либо события, ситуации;

- м-ки дополнения: завершение предложния, рассказа, истории;

- м-ки катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

- м-ки изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

- м-ки изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. Психофизиологические методики. Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные осоновными свойствами его нервной системы. (Б.М.Теплов – В.Д.Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают смодерждания психического развития. Они находят своё проявлени'е в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Страницы: 1 2 3 4


Конфликт как процесс и его этапы.. Этапы процесса конфликта.
Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развиваю­щийся процесс, состоящий из нескольких этапов. Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации. На этом, первом этапе конфликта интересы оппонентов вступают в противо­речие. Оппоненты (от лат. opponens — противоп ...

Трехкомпонентная структура поведения личности
Типология Э. Кречмера была дополнена концепцией Н.Н. Обозова о трехкомпонентной структуре человеческого поведения, включающей в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Преобладание познавательного или информационного компонента определяет «мыслителя», аффективного (эмоциональ ...

Психологическая характеристика процесса общения.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В структуре общения выделяют несколько сторон. Во-первых, это обмен информацией между уча­стниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общен ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru