Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностикиСтраница 1
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностейц личности, черт личности. Теоретические основы П. базируются на соответ-их областях псих-ой науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам П. относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. П. предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой остёта либо сравниваться между собой. Области практ-го использования результатов психодиагностической работы. В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
Сбор данных.
Переработка и интерпретация данных.
Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз. Области применения:
1. В целях опримизации процессов обучения и воспитания (готовность ребёнка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.).
2. П. является важной составляющей деятельности специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.
3. В клинико-кинсультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению).
4. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне интеллект-го развития и т. д.). Методы:
I. Методы высокого уровня формализации: тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процелуры обследования, стандартизация, надёжность, валидность.
II. Методы малоформализованные: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности. Очень трудоёмкие, но плохо поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми.
I. 1. Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
По форме:
1. Индивидуальные и групповые.
2. Устные и письменные (по форме ответа).
3. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования).
4. Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).
По содержанию:
1. Тесты интеллекта.
2. Тесты способностей.
3. Тесты достижкений.
4. Тесты личности.
Цель: правильная оценка и интерпретация результатов псих-го тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.
Методы исследования в психологии
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и ...
Практическая часть. Тренинг толерантности.
Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила :
1. уважительное отношение к участникам игр;
2. уважение к говорящему;
3. обращение друг к другу по именам.
Упражнение №1.
Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями».[6] 10 мин.
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходит ...
Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель».
1. Руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возник ...