Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
Страница 2

Основы психологии » Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Часто самооценка у подростка внутренне противоречива: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, вместе с тем, его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании подавленности, плохом настроении, конфликтах, обидчивости и т.д Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» – бурную неуправляемую реакцию, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу (часто из-за того, что самооценка подростка занижена, а УП завышен).

В основе развития самосознания лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. Но не все особенности кризиса связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Божович отмечала, что расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки школьной жизни в какую-то иную, значительную, самостоятельную. Мечта представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни. Божович отмечала, что кризис проходит мягче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы или какие-то устойчивые мотивы поведения.

В подростковом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения, развивается самосознание и самоопределение, изменяется мотивация. На первый план выступают мотивы, связанные с мировоззрением, осуществляется нравственное развитие. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Сточки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно-значимой позиции.

У подростка появляется огромная потребность в признании его взрослости со стороны самих взрослых. Эта потребность вызывает сопротивление со стороны взрослых. Оказывается, что подростку нет места в системе взрослых отношений, и тогда подросток находит себе место в детском сообществе. Эльконин считал, что для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Интимно-личностное, понимаемой как доверительное, общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте, именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение – это возможность в мысли, в мечте проиграть свои устремления, свои радости. Это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействована». Эльконин отмечал, что именно в общении формируется самосознание как социальное сознание, перенесенное во внутрь.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, но подлинной взрослости нет. Говоря о «чувстве взрослости», Эльконин ссылается на Драгунову и ее исследования проявлений «чувства взрослости»:

1.подражание внешним признакам взрослости (курение, карты, лексикон ); 2.равнение (например, на какой-то идеал «настоящего мужчины» или «настоящей женщины»); 3.социальная зрелость – подросток становится настоящим помощником взрослого в семьях, переживающих трудности; 4.интеллектуальная зрелость проявляется в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему, способствовать расширению знаний вне школьной программы.

По мнению Фельдштейна, в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознанию своего Я и утверждение во взрослом мире. У подростка есть потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Подростки ищут деятельность, в которой они могут самоутвердиться, проявить себя. Они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее. Потребность утвердить себя в обществе характеризует три уровня в развитии личности подростка: 10-11 лет: «локально-капризный». Здесь потребность в признании со стороны взрослых проявляется через решение частных задач и преобладают активные эмоции; 12-13 лет: «право-значимый». У ребенка развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение прав и обязанностей в семье, и он уже мыслит в терминах «я должен», «я могу»; 14-15 лет: «утверждающе действенный». Развивается готовность к функционированию во взрослом мире, рождается стремление поменять свои возможности, обостряется потребность в самореализации.

Страницы: 1 2 3


Связь стиля педагогической деятельности с дезадаптацией школьников. Анализ влияния стиля педагогической деятельности на дездаптацию школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким понятием, как «психологическая готовность к школе». Специфика группы ...

Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы. Феномен самоотношения: понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «об ...

Когда разрозненные знания о психике человека объединились в науку «психологию»?
С опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. На различных участках экспериментальной работы. К 60-м гг. 19 века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru