Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
Страница 3

Основы психологии » Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

По мере взросления у подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В интересах подростков выражается направленность его личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Одним из центральных моментов концепции Фельдштейна является проблема ведущей деятельности, в качестве которой он выделяет социально признаваемую и социально одобряемую, общественно полезную деятельность. Участие подростка в этой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Общение со сверстниками – самое главное в жизни подростка, он переоценивает для себя значимость этого общения » причина конфликтов. Для начала подросткового возраста характерно преобладание коллективно-групповых форм общения, а в конце возраста проявляется тенденция, характерная для ранней юности: обособление, индивидуализация в общении. Для ученика 7-8 класса важно признание ценности собственной личности в глазах сверстников и фрустрация в этой потребности приводит к травме и конфликтам. Старшие подростки стремятся быть лично ответственными за характер своих отношений со сверстниками, и в конфликтах с ними они винят себя.

Но подростку важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение » причина конфликтов. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками , отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы расцениваются подростком как личная драма.

Подросток эгоцентричен (эгоцентричность проявляется в том, что он не раскрывается в общении), некомпетентен в общении » причина конфликтов.

Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка, которая делает подростка невосприимчивым к критике и требованиям товарищей, он становится для них неприемлемым » причина конфликтов.

Общение со взрослыми насыщенно конфликтами. Первый источник этих конфликтов – непонимание взрослым сложности внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Взрослые недооценивают значимость общения со сверстниками для подростков. Взрослые игнорируют «чувство взрослости» и сохраняют «детские формы контроля»: гиперопека и постановка целей в форме жесткого императива. Чем старше становятся подростки, тем меньше понимания они находят у взрослых, и тем больше от них удаляются. Проблема самостоятельности и равноправия подростка и взрослого – самая сложная в их общении.

Характерной ошибкой является то, что взрослые замечают только негативные стороны подросткового возраста, но не видят его положительных сторон, таких, например, как развитие эмпатии, стремления помочь взрослым. Взрослые не готовы принять эти чувства со стороны подростка, т.к. тогда надо принять его как равного. Взрослые не понимают, что учебная деятельность перестает быть ведущей. В возрастом у подростков увеличивается потребность в личностном общении с учителями, которую они не могут удовлетворить.

Страницы: 1 2 3 


Понятие личности
Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду “индивид – субъект деятельности – личность - индивидуальность” в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетраде понятий, опис ...

Источники, движущие силы и закономерности психического развития
Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это урове ...

Общее представление о характере. Основные типологии характера и его акцентуации
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамента, относятся к формально-динамическим особенностям поведения. Однако, в первом случае эти свойства п ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru