Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Страница 3

Основы психологии » Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.

«+» Э вызываются «+» воздействиями, кот побуждают субъекта к их достижению; «-» Э стимулирует активность на избегание вредных воздействий. Физиол механизмы Э: Э – рез сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение Э является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения Э – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший Э – Вундт. Схема возникновения Э: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – Э (есть у чел и жив-х, у чел есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, св-венная только чел, кот включает не только эмоц, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни чел в общ-ве. Э очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (кач-во); 2) интенсивность (различия по силе); 3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность).

Ф-ции Э: 1. Сигнальная (когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопр/неблагопр для него развития событий. Субъект опираясь на свои Э совершает необходимые действия); 2. Оценочная – Э позволяет чел оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – Э реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления Э: 1) Внутр субъективные переживания; 2) Внешн: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории Э: 1. Дарвин: эволюционная теория Э; 2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (м/ду Э и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь Э с памятью (хорошие Э, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутр переживание возникает как следствиен внешн проявления; 6. Симонов: инф-ционная теория (степень эмоц напряжения определяется потреб-тью с одной стороны и дефицитом инф-ции, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция Э:

1.Эмоц тон ощущений – это самая первая Э слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения.

2.Ситуативные Э – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы.

3.Аффекты – очень сильные Э, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Чел теряет контроль над собой, вследствие аффекта.

4.Страсти – очень сильные, длительные Э, подчиняют себе деят-ть и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти.

5.Настроение – это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение чел, небольшой силы.

Причины, вызывающие то или иное настроение:

А) внутренние – физич самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария.

Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.

6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, общ-ву; праксические – к труду; интеллект-ные – возникают в процессе умственной деят-ти: удивление, сомнение, восторг; эстетические).

7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деят-ть чел, нарушает нормальный ход её. Во внутр органах могут произойти необратимые органические изменения.

Стресс изучал Ганс Селье. Причины возникновения стресса: Слабые воздействия не приводят к стрессу. Стресс возникает тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности чел. Стадии стресса: 1. Подготовительная – подготовка чел к физич активности, к борьбе; 2. Стабилизация – все параметры выведенны из равновесия на 1-ой стадии. Закрепляются на новом уровне, если стресс задерживается, наступает 3-яя стадия; 3. Истощение или дистресс – развиваются либо соматические, либо нервные ухудшения.

Механизмы возникновения стресса: 1) Стрессор – 2) Выделение в кровь гормонов – 3) Изменение работы внутр органов и систем организма – 4) Подготовка организма к борьбе, мобилизация (1-ая стадия стресса) – 5) Перераспределение резервов организма – 6) Истощение (2-ая и 3-яя стадии стресса).

Страницы: 1 2 3 


Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии
В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической ...

Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от дет ...

История изучения эмоций
Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru