Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Страница 3

Основы психологии » Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.

«+» Э вызываются «+» воздействиями, кот побуждают субъекта к их достижению; «-» Э стимулирует активность на избегание вредных воздействий. Физиол механизмы Э: Э – рез сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение Э является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения Э – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший Э – Вундт. Схема возникновения Э: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – Э (есть у чел и жив-х, у чел есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, св-венная только чел, кот включает не только эмоц, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни чел в общ-ве. Э очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (кач-во); 2) интенсивность (различия по силе); 3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность).

Ф-ции Э: 1. Сигнальная (когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопр/неблагопр для него развития событий. Субъект опираясь на свои Э совершает необходимые действия); 2. Оценочная – Э позволяет чел оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – Э реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления Э: 1) Внутр субъективные переживания; 2) Внешн: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории Э: 1. Дарвин: эволюционная теория Э; 2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (м/ду Э и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь Э с памятью (хорошие Э, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутр переживание возникает как следствиен внешн проявления; 6. Симонов: инф-ционная теория (степень эмоц напряжения определяется потреб-тью с одной стороны и дефицитом инф-ции, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция Э:

1.Эмоц тон ощущений – это самая первая Э слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения.

2.Ситуативные Э – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы.

3.Аффекты – очень сильные Э, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Чел теряет контроль над собой, вследствие аффекта.

4.Страсти – очень сильные, длительные Э, подчиняют себе деят-ть и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти.

5.Настроение – это самое длительное эмоц состояние, окрашивающее все поведение чел, небольшой силы.

Причины, вызывающие то или иное настроение:

А) внутренние – физич самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария.

Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.

6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, общ-ву; праксические – к труду; интеллект-ные – возникают в процессе умственной деят-ти: удивление, сомнение, восторг; эстетические).

7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деят-ть чел, нарушает нормальный ход её. Во внутр органах могут произойти необратимые органические изменения.

Стресс изучал Ганс Селье. Причины возникновения стресса: Слабые воздействия не приводят к стрессу. Стресс возникает тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности чел. Стадии стресса: 1. Подготовительная – подготовка чел к физич активности, к борьбе; 2. Стабилизация – все параметры выведенны из равновесия на 1-ой стадии. Закрепляются на новом уровне, если стресс задерживается, наступает 3-яя стадия; 3. Истощение или дистресс – развиваются либо соматические, либо нервные ухудшения.

Механизмы возникновения стресса: 1) Стрессор – 2) Выделение в кровь гормонов – 3) Изменение работы внутр органов и систем организма – 4) Подготовка организма к борьбе, мобилизация (1-ая стадия стресса) – 5) Перераспределение резервов организма – 6) Истощение (2-ая и 3-яя стадии стресса).

Страницы: 1 2 3 


Речь. Функции речи
В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей. Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлени ...

Характеристика пубертатного периода. «Подростковый комплекс»
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксиров ...

Групповая работа со старшеклассниками
Занятие 1. Познакомься сам с собой Упражнение «Письмо себе любимому». Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги. Итак, задание: — Сейчас вы напишете письмо — письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а «люб ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru