Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций

2. эмоция выражает активную сторону потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему какое-нибудь чувство.

З. эмоции побуждают деятельность. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения не достаточно для того, что бы человек ими руководствовался, только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности (побуждающая функция),

4. чувства человека определяют строение его личность, выявляя ее направленность (что оставляет его равнодушным, а что трогает);

5. благодаря эмоциям, люди могут, не пользуясь речью судить о состояниях друг друга (экспрессивная и коммуникативная функция эмоций). Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров по общению, и определяя его средства и способы;

б.эмоции в актуальной ситуации отражают адекватность неадекватность ситуации деятельности ее мотивам, мотивации (по Леонтьеву);

7.эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Эмоции актуализируют эти следы (подкрепляющая функция). И поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций;

8.один из видов эмоций - аффект - выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль.

Рубинштейн говорит об особенной связи эмоций и деятельностью человека. Эмоция зарождается из соотношения -положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся его мотивом. Эта связь взаимная: с одной стороны ход и исход деятельности влияет на его эмоции, с другой стороны, эмоции влияют на деятельность. В зависимости от того, результат действия окажется соответствующим самой актуальной потребности или нет, эмоция будет положительной или отрицательной.

Всякая реальная эмоция включает единство аффективного и интеллектуального переживания, а так же волевые моменты влечения. Эмоциональность как сторона эмоций, обусловливает динамическую сторону деятельности.

чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

Классификация чувств: наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в проявлениях эмоциональной сферы личности. Первый уровень - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования - удовольствия-неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом втором уровне чувство является ни чем иным как выражением в осознанном переживании отношении человека к миру. Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью, предметом которых является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат), нравственные (в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали, они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями), высшие (в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности), разновидностью которых являются эстетические чувства. Далее по степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (чувство к ребенку), обобщенные (чувства к детям вообще), абстрактные (чувство справедливости). Еще выше поднимаются более обобщенные чувства (чувство юмора, возвышенного, трагического) -мировоззренческие чувства. Эти чувства отражают более менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Страницы: 1 2 3


Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) еосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «подсознательные* процессы. В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса: а) неосознаваемые авто ...

Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума – это, прежде всего, процесс их взаимоотношений. В по ...

Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия)
Для того, чтобы знания были наиболее полно усвоены, необходимо варьировать занятия по психологии, максимально активизируя учебную деятельность студента. В вузах принято по базовым дисциплинам проводить следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. Они не являются альтернативными. На лекции излагается наиболее сложный ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru