Сознание как высшая форма психического отражения
Страница 1

Основы психологии » Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это коллективное и совместное знание о себе и мире, кот есть у каждого из нас, кот представлены с помощью значений и слов, усвоенных в детстве совместном со взрослым. С – активный процесс формирования, удержания, контроля целей, благод кот мы можем совершать действия (т.е. сознательное поведение – целенаправленное). С – это высший уровень психич отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только чел как соц сущ-ву. 1) в структуру С входит совокуп-ть знаний о мире, благод языку, не только из личного опыта, но и культ-истор опыта. 2) разделение субъекта и объекта (различение Я и не Я). Способ-ть разделять объект от своего отношения к нему. 3) С хар-ся способ-тью к целеполаганию (формирование цели, удержание, выполнение), благод чему возможна произвольная регуляция поведения. Крупный этап развития психол связан с именем Рене Декарта (рационалистическая философия). В 17 в он впервые вводит термин «С». Для того, чтобы найти истину, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность инф-ции, получаемой органами чувств. Остается только наше сомнение, а это признак того, что мы мыслим – следоват, существуем, знаем об этом – сознаем – сознание. Мыслить не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать.

Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. Сознание и его характеристики Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание – это общественный продукт. Характеристики сознания.

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе.

2. Вторая характеристика сознания – отчетливое различение Я и «Не-Я». Человек выделвшийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.

3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.

4. Четвертая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.

В целом сознание характеризуется

1. Активностью (избирательностью),

2. интенциональностью (направленностью на предмет),

3. мотивационно-ценностным характером.

4. Различными уровнями ясности.

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства» «вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения. В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Страницы: 1 2 3


Психические явления и психологические факты
Психические явления это наши: - восприятия -мысли (о чем-то хорошем или плохом), -чувства (например, любви, обиды), -стремления (получить образование, выйти замуж) -намерения (выступить с докладом, решить вопрос) -желания (иметь что-то, купить красивую вещь), -переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по пов ...

Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Состояние проблемы можно рассмотреть в контексте Научного симпозиума "Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития", который был проведен 10 июня 2009 года [36]. Он прошел в рамках одноименного совместного проекта факультета психологии МГУ, Фонда Развития Интернет и Общероссийской общественной организации ...

Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы моти ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru