Особенности психологического консультирования, основные школы и методы

Психология » Психология как научная дисциплина » Особенности психологического консультирования, основные школы и методы

Консультирование

– процесс оказания психологической помощи. Консультативная психология исходит из представления о том, что спомощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Основные школы: Психоанал-й подход (Фрейд, Юнг, Адлер); транзактный анализ - Берн; поведенч-й подход; экзистенц-но-гуманистический подход (гештальттерапия Перлза, логотерапия Франкла, клиенториентир-й подход Роджерса.) Этические пр-пы: компетентность, порядочность, проф-я и научная ответ-сть, уважение к правам ч-ка, соц. ответ-ть, забота о благополучии других. Можно выделить следующие виды консультирования: 1) индивидуальное; 2) групповое; 3) семейное; 4) управленческое. Психологическое консультирование состоит из следующих этапов: 0) подготовка; 1) установление контакта; 2) исследование ситуации ("В чем проблема?"); 3) постановка цели ("Чего вы хотите добиться?"); 4) поиск решения ("Как этого добиться?"); 5) подведение итогов. Выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Методы ПК:

1) Проективные мет-ки основ-е на использовании малоструктурированных стимульных сит-ций; 2)Стандартизованное аналитическое наблюдение

; 3) Контент-анализ

. 4) Включенное наблюдение

с последующим рейтинг-шкалированием. 5) Психол. беседа

(интервью). 6) Ролевая игра

. Применяется во всех видах конс-ния. 7) Метод. Тесты

- это стандарные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств

1) тесты интеллекта

2) тесты способностей - диагностируют уровень развития общих и спец-х спос-тей;

3) личностные тесты - дают комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств

4) социально-психологические тесты - диагностируют отношения в различных социальных группах.

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы


Ауторегуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задержива ...

Внимание как объект психологического исследования
Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте. Таким объектом может являться как конкретный предмет, так и идея, образ, событие ...

Общая характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций
Эмоции – это субъективные р-ции чел на воздействие внешн и внутр раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Существенной чертой Э является их субъективность. Э служат одним из главных механизмов внутр регуляции поведения и психич деят-ти, направл ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru