Особенности психологического консультирования, основные школы и методы

Психология » Психология как научная дисциплина » Особенности психологического консультирования, основные школы и методы

Консультирование

– процесс оказания психологической помощи. Консультативная психология исходит из представления о том, что спомощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Основные школы: Психоанал-й подход (Фрейд, Юнг, Адлер); транзактный анализ - Берн; поведенч-й подход; экзистенц-но-гуманистический подход (гештальттерапия Перлза, логотерапия Франкла, клиенториентир-й подход Роджерса.) Этические пр-пы: компетентность, порядочность, проф-я и научная ответ-сть, уважение к правам ч-ка, соц. ответ-ть, забота о благополучии других. Можно выделить следующие виды консультирования: 1) индивидуальное; 2) групповое; 3) семейное; 4) управленческое. Психологическое консультирование состоит из следующих этапов: 0) подготовка; 1) установление контакта; 2) исследование ситуации ("В чем проблема?"); 3) постановка цели ("Чего вы хотите добиться?"); 4) поиск решения ("Как этого добиться?"); 5) подведение итогов. Выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Методы ПК:

1) Проективные мет-ки основ-е на использовании малоструктурированных стимульных сит-ций; 2)Стандартизованное аналитическое наблюдение

; 3) Контент-анализ

. 4) Включенное наблюдение

с последующим рейтинг-шкалированием. 5) Психол. беседа

(интервью). 6) Ролевая игра

. Применяется во всех видах конс-ния. 7) Метод. Тесты

- это стандарные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств

1) тесты интеллекта

2) тесты способностей - диагностируют уровень развития общих и спец-х спос-тей;

3) личностные тесты - дают комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств

4) социально-психологические тесты - диагностируют отношения в различных социальных группах.

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы


Состояния сознания. Неосознаваемые процессы
Состояния сознания: -эмоциональные состояния (больше в литературе при описании состояний героев, их переживаний, эмоций) - устойчивые состояния (спокойно о чем-то думаем, о каком-то ярком образе) - изменчивые состояния (переход от одной мысли на другую) - произвольные (процессы сознания организуются и направляются субъектом) - непр ...

Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В лич ...

Какие уровни потребностей человека выделял А. Маслоу?
Концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Можно выделить пять основных групп. 1. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это-потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении. 2. Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей. Потребность в принад ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru