История развития учения о стрессе

Психология » Психология как научная дисциплина » История развития учения о стрессе

Термин "стресс" был введен Гансом Селье

в 1929 году.

Стресс – это напряженное состояние человека в ответ на воздействие экстремальных факторов. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

Виды стресса. физический

и психоэмоциональный

. Т.о. стресс

– совокупность адаптационно – защитных реакций организма на воздействие, вызывающее физич. или психич. травму. В развитии стрессового состояния и динамике его протекания, Селье выделил 3 этапа:

1) стадия тревоги

(включает фазу шока (депрессия ЦНС) и фазу противошока (восстановление нарушенных психических функций).

2) сопротивление– происходит адаптация к стрессору.

3) истощение

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу: 1) индивидуальный уровень напряженности – то, что ч-к переносит без разрушения д-ти и свой сценарий стрессового поведения; 2) напряженный уровень – замедление, скованность, интенсивная реакция на стресс; 3) пассивный – уклонения от необходимости действовать; 4) тормозный – полная заторможенность действия; 5) агрессивно-бесконтрольный – гнев, направленный на стресс; 6) прогрессивный (д-ть успешна, адекватная затрата сил); 7) суетливый – нет возможности принять решение; 8) уходящий в мелочи; 9) временно - заторможенный; 10) прошло - прогрессивный – высокая активность направлена в др. русло. В связи с выхолом из стресса выделяют 2 типа Л-ти: 1) интерналы

(рассчитывают на себя); 2) экстерналы

(рассчитывают на др.).

Различают конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Селье называл положительный стресс эустрессом

, а ослабляющий и разрушающий стресс - дистрессом

. Динамика протекания стрессового состояния. 3 стадии: 1) нарастание напряженности: исчезает контактность, появляется отчуждение, ослабевает самоконтроль; 2) собственно стресс: потеря эффективного самоконтроля, исчерпавание энергетических ресурсов, возникают усталость и опустошение; 3) снижение внутренней напряженности: человек возвращается к самому себе, приходит в естественное состояние, часто переживает чувство вины. Выделяют виды стрессов – 1) психоэмоциональныйМ.б. внутриличностным

(нереализованные потребности, притязания); межличностн

. – сложности во взаимоотношениях с др. людьми; личностный

– проблемы в личной сфере, негативные привычки. 2) физиологический

(связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека); 3) профессиональный(связан с кардинальными изменениями в разных сферах профессиональной жизни человека); 4) финансовый

; 5) экологический

(связан с уровнем качества жизни и факторов риска для здоровья). Значение стресса. Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления "препятствия".

Реализация 4-х основных действий:

1) люди никого не обвиняют, не сбрасывают стрессовую энергию на окружающих.

2) Стремятся овладеть собой на этапе нарастания напряженности, вовремя остановить себя.

3) Люди изучают самих себя. Находят оптимальную стратегию в стрессе.

4) Саморегуляция. Перевести стрессовую энергию не на себя и окружающих, а на другой вид деятельности.

Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны с использованием приемов обратной связи. Существуют спец. меры защиты: рационализация отрицательного события – анализ, его обесценивание.


Приложения
Приложение 1 ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС Инструкция На эти вопросы нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ваши ответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Вы делаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, Вы сможете выявить с ...

Анализ и оценка результатов социологического опроса по городу Москва
По данным опроса, удельный вес молодых людей, пытавшихся когда-либо покончить с собой, составляет 6,0%. Уточненные данные отражают численность людей, имеющих суицидальный опыт. Они фиксируют не только недавние случаи суицидальных попыток респондентов, но и те, которые имели место в отдаленном прошлом. С другой стороны, указанный уровень ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков.
Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 57 в 9г и 9е классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых – 13 – 15 лет. В исследовании участвовало 45 подростков. Из них 26 девочек и 19 мальчиков. В данной группе подростков было проведено обсле ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru