Гуманистический подход к организации обучения и воспитания
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Гуманистический подход к организации обучения и воспитания

Теор осн: 1. лич-сть надо рассм-ть в единстве всех её сост-щих частей. В чел-ке нельзя разделить телесное и псих-ое, созн-ое и бессоз-ое, чувства и мысли (единство знаний и переживаний); 2. самый важный источник инф-ции о чел-ке – его S-ый опыт (т.е. непоср-но данные ему пережи-ия, ощу-ия, чувства); 3. чел-к по своей сути добрый (гуманный) от рожд-ия, если на него не влияют "-"ые внеш-ие фак-ры; 4. осн-ой мотив пов-ия – стрем-ие к см/актуал-ции, к гармонии с самим собой и окруж-им миром, стрем-ие реализ-ать свои возм-сти и спос-ти в твор-ве (т.е. чел-к дол-н реал-ать то, что в нём заложено. Если это не происх-т, то возн-ет конф-т м/д потреб-ью в см/акт-ции и реальным полож-м че-ка, что приводитк развитию неврозов). Орга-ция обу-ия, потреб-ти не делают разницы м/д обу-ем и восп-ем, т.к. IQ-ая и аф-ая сферы – это единое целое. Этот под-д крит0ет традиц-ое обу-ие за то, что оно направ-но только на разв-ие IQ- ой сферы че-ка, а эмоциям внимание не удил-ся. Маслоу: "Че-к нужно помочь раз-ся и см/акту-ся" Принципы, на кот-ых должно основ-ся обу-ие (по Роджерсу): 1. см/обу-ие (ученик должен сам напр-ять процесс обу-ия. Настоящее обу-ие – когда задей-ны все аспекты опыта че-ка (и IQ-ые и аффек-ые). Только сам уч-ик знает, что ему интер-но, важно, необх-мо); 2. конгруэнтность педагога (это един-во переж0ия, осоз-ия и выраж-ие этого переж-ия в пове-ии. Когда м/д этими ком-тами нет расх-ния, то разв-ся целостная лич-сть. Роджерс: "Только мал-ий реб-к полностью конгр-ое сущее-во". Педагог д.б. конгруэнтным, т.е. быть самим собой, искр-им. Помимо своей конг-сти педагог должен разв-ать конг-сть учеников (это может происх-ить только на основе принятия и понимания). 4 параметра обучения (кот-ые отлич-ют его от традиц-го): 1. нетрадиц-ое структкр-ние уч-го времени (время распред-ся учениками в завис-ти от интер-ов и потреб-ей); 2. нестанд-ая организ-ция уч-го времени; 3. нест-ая орг-ция уч-ой программы (нет обяз-ой программы); 4. нест-ая орг-ция деят-сти учителя (педагог – наблюю-тель). Оц-ка: "+" рассм-ся целостная лич-сть че-ка (в единстве её эмоц-ых и IQ-ых составляющих); вера в позитивную природу че-ка и его возмож-сть в см/соверш-ние; "-" связь м/д Инте-ми учащ-ся и организацией его обу-ия рассм-ют преломлено (не учит-ся инд-ые особ-сти, Ур-ни разв-ия сфер и т.д.); недоучёт раз-ия сферы IQ-та и недооц-ние внеш-их фак-ров. Воспитание в гуманистической психологии Г. Олпорт Одним из главных постулатов теории Олпорта является положение о том, что л-ть представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что чел – прежде всего соц, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что "л-ть – это открытая система", он как бы подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость чела для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение л-ти с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению, взаимодействию. А. Маслоу

Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных чел не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для л-ти. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает чела л-тью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и чела и общества. К. Роджерс Говоря о структуре "Я", Роджерс пришел к выводу о том, что. внутренняя сущность чела, его Самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной л-ти, ее "Я". У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой самоощущение. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением чела, помогая понять и отобрать из окружающего мира то, что присуще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно на основе самооценки; оно выражает истинную суть л-ти, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех челу. Результаты своей деятельности дают ему удовлетворение и повышают его статус в глазах др. Такому челу не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем др и его реальная Самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности, т.е. тождественности поля субъекта и реальной действительности. Однако родители не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некот дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что р-к нуждается в ласке и принятии со стор взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называет условием ценности, которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем чел входит в соприкосновение.Однако проблема не только в том, что стараясь заслужить любовь др, чел отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, чел не м.б. полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к ребенку из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой он привык и кот он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что ребенок вытесняет свои стремления, страхи и мнения окруж в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится весьма ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая очень мало соответствует реальности.

Страницы: 1 2


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru