Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания

Психология » Психология как научная дисциплина » Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания

В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз-ом смысле) – это собст-но псих-ие мет-ды воздей-ия, больш-во кот-ых основ-тся на классич-ом и оперантном обуславливании (не повед-ие реак-ции на осущ-ие того/иного воздей-ия (экспери-ты Уотсона – формир-ие страха у реб-ка)). Возможно примен-ие "+"/"-" подкреп-ния. "+" приводит к более быст-му форми-ию пов-ия, а "-" к угасанию нежел-го пов-ия. (Эксп-т в школе: символьная экономика, жетончики, красн-ые квадратики, карандаши и открытки; итог – дети привыкают дейст-ать быстро только за награду).Теория соц научения (Бандура) Викарное научение – нау-ие путём набл-ния. Че-к набл-ет за пов-ем других людей и оце-ет его. (прим-р: реб-к бил игрушки на газах у других детей – хвалили, относились нейтрально, ругали – в данном случаи ур-нь агрессии у детей ниже). Оц-ка: "+" внимание удилялось внеш-м фак-рам (подкрепление и воздей-ие); "-" не бралисьв расчёт внутр-ие фак-ры. Бихевиористский подход к воспитанию Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. При этом именно поведение становилось предметом психологии. Развитие п-я, в основе которого лежит формирование новых связей м/д стимулами и реакциями, происходит в проце жизни ребенка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, кот поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, кот способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т.е. адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка. Психическое развитие, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Т.о., исследования развития психики в этой школе сводятся к исследованию формирования п-я, связей м/д стимулами и возникающими на их основе реакциями. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы пришли к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, кот показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Т.о, бихевиористы сделали вывод о том, что периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка. С точки зрения Д. Уотсона, основателя данной теории, у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты доказывают, что возможно формирование определенной, строго заданной модели п-я у всех людей. Он писал: "Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением". Т.о., бихевиористы приходили к выводу, что главное внимание в исследованиях детского развития должно уделяться изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей м/д стимулами и реакциями. Осн полож бихевиористской теор учения и программированного обучения. Д. Уотсон провозгласил о необходимости смены объекта исследования психологии с психических явлений на явления п-я, понимаемого как двигательная активность организма в ответ на воздействие внешних стимулов, объектов среды. Учение объявлялось основным процом п-я и рассматривалось как изменение внешних реакций на внешние стимулы в связи с изменением последних. Д. Уотсон описывал проц учения так же, как И.П.Павлов описывал проц формирования условного рефлекса: действие безусловного раздражителя, вызывающего соответствующую ему безусловную реакцию; вместе с безусловным стимулом действует условный стимул и происходит его связывание с безусловной реакцией; условный раздражитель вызывает безусловную реакцию. Эта схема универсальна. Она относится и к формированию двигательного п-я, и внешнеречевого, и скрытого речевого п-я, отождествляемого с мышлением. Основные механизмы научения: смежность условных стимулов с реакциями и повторение этой смежности, замещение внешних двигательных реакций скрытыми движениями. Э. Торндайк, учение у людей и животных заключается в изменении их п-я. Под поведением понимается всякая деятельность человека и животного – безразлично, выражается ли она в простых непроизвольных движениях или же в уточненных мыслях и чувствах. Поведение – совокупность реакций внешних или внутренних в ответ на внешние ситуации. В учении связи м/д ситуациями и реакциями не только устанавливаются, но и упрочиваются. Упроченность связи характеризуется ее воспроизводимостью в обычных и напряженных ситуациях. Выделяет две формы учения: 1.при задании связей в готовом виде извне: восприятие образца или сообщения о связи, самостоятельные попытки ее актуализации, восприятие и оценка результата, переживание и закрепление. 2.при самостоятельном поиске связей: встреча с новой ситуацией, поиск связи с адекватной реакцией, применение найденной реакции, получение подкрепления. При научении при наличии пробующих движений требуется многократное повторение ситуации и поиска нужной реакции, которая актуализируется каждый раз с большей вероятностью, так как подкреплялась ранее. Научение с помощью идей без участия внешних проб характеризуется рядом особенностей. Оно включает: сравнение, анализ, абстракцию, выбор и планирование действия. Кроме того, оно может происходить по типу озарения и быстрого нахождения ответа. Факторами любого учения являются: напряжение потребности (закон готовности), смежность стимулов и реакций, повторная актуализация связи (закон упражнения), подкрепление удачной реакции (закон эффекта), степень различий стимулов и реакций, систематизированность материала, состав прошлого опыта. Все перечисленные факторы являются лишь способствующими или неспособствующими учению, кроме подкрепления, которое является необходимым условием учения и без которого учение состояться не может.Торндайк не различал усвоение конкретных знаний и умений и усвоение более общих познавательных операций. Он все сводил к первому и основным источником приобретения любого опыта считал обучение. Б. Ф. Скиннер в своей концепции оперантного п-я и инструментального научения принципиально не отходит от бихевиористской схемы: ситуация – реакция – подкрепление. Дальнейший анализ структуры учения Скиннером специально не проводился, однако в его конструктивных работах по программированному обучению можно констатировать выделение: фазы получения знания, фазы выполнения задания на применение знания, фазы получения подкрепления.

www.getbanks.ru


Методы медицинской психологии
Метод клинической беседы и наблюдения – это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога. ...

Общее представление о истории психологии
Для того чтобы обрести способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот "мир психологии" формирова ...

Психический инфантилизм
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутро ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru