Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психология » Психология как научная дисциплина » Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в жизнь, но не может участ в ней, это приводит к развит сюжетно-ролевой игры. Развит мотивац сферы: поступки осознав, есть мотивы (мир взрослых, игровые, познават, соревноват, самоутверждения). Система соподчиненных мотивов (иерархия мотив). Во главе - человеч опосредов мотивы. Опосред образцами п-я взрослых, соц. нормами. Развит самосознания. Накап-ся представ о самом себе, появ СО (завис от взрослого). Сущ роль играет сравн-е себя со сверст. После СО становиться дифференцир (объективн выводы), появ осозн-е себя во времени. Происход осоз-е св соц "я" (S в сист чел отнош), образ-е "внутр позиции", характер в дальнейшем все этапы развит. Развит эмоц. сферы. Эмоции начин играть предвосхищ роль. Появ-е новых интересов, мотивов потреб. Р-к управляет эмоциями. Интенсивное усвоение норм п-я, этических норм. Возник потреб соот-ть нормам(если есть соц контроль). Есть несовпадения м/д оценкой поступка и отнош к герою. Сначала нормы выполн только по требо взрослых. Сюжетно-ролевая игра. Р-к стремится к соц значимой д-ти. Игра-особ форма освоен дейст-ти путем ее моделир(семья, путешествия). Выбор ограничен зн-ми, сюжет опред-ся предметами. Смысл - просто д-я с предметами. После дети планируют сюжет, тему игры. Игра м. длиться неск дней. Выполн роли учит сдерж непосредств побуж-я, поступаться желаниями, показь образец п-я. В сюжетно-ролев игре складыв ролевые и реальные взаимоотнош. Развив воображение, М-е, объяснит речь. После - игра с правилами. Правила стан осознан и необход. После - дидактич и подвиж игры, в кот. р-к осваивает обществ-выработан способы умствен д-ти. П-е стан произвольным благодаря игре. Использ-е предметов заменителей способст развит знаково-символистич функции созн-я.Рис-е и конструир-е вначале связано с игрой. После-обособленное. Типы поведения: (4-6лет): 1)Взаимоотнош, направ на совмест д-сь: а)р-к учится у ровесников, б)сам орг д-ть, но принима предлож, в)авторитарность (направляет и оценивает). 2)Совместные д-я, в кот реализ потреб в самоутвержд. 3)Вз-я, в кот. реализуется потреб в эмпатии. 4)Вз-я, в кот. реализ-я потреб в сотворчестве. Развитие общения. Внеситуативн общение - познават и личностн форма. Появ-ся потреб в уважении взрослого. Формир общ на личност темы, о взаимоотнош. Особ контакта со сверстниками: 1)большая эм. насыщен, свобода, раскованность, 2)нестандартность детских высказ, отсутствие жестких правил, 3)в общ. со сверстниками преоблад инициатив высказыв-я над ответами, 4)д-е, направлен сверстнику, разнообразней, чем адрес взрослому. В 4-6 лет - сотрудничество, конкуренция, соревноват-ть. В общ со взрослыми р-к учиться говорить и делать, слушать и понимать, усваивает зн-я; в общ со сверстниками - выражать себя, управлять др, вступать в отнош. Развитие речи: соверш ее практич употреб-е, речь стан-ся осн перестройки психич. проце, орудием М-я. Сначала речь непонятная, короткая оборванная; после контекстная, надситуативн речь, после - объяснительная. Рифмы, смысл слов. Язык - предмет анализа. Эгоцентрическая речь - промежуточная м/д внеш. и внутр. речью ребенка. Речь становиться орудием М-я, выполняет планирующ функцию, а также обобщающую, коммуникативн., регулирующ., знаковую. Развитие познавательной сферы: восприятие: усвоение сенсорных эталонов (представления о свойствах и отношениях объектов), величина, пространство, время. Ведущее - зрит воспр-е. Память и воображение. Память образная, воображение - воссоздающее, непроиз, формир в игре. Развитие памяти вызывает произвольн запомин и воспроизведение. Внимание:преобладает непроизвольное, овладение произвольным. Повыша объем вн-я, оно устойчиво. М-е: наглядно-образное, реш задач в уме. Склад-ся наглядно-схематическое. М-е-эгоцентрично. После - словесно-логическое М-е. Связано с установ тесных отнош м/д М-ем и речью, знаковая ф-я созн-я. Освоение мыслит. операций: ан-з и синтез, классиф; использ-е речи как ср-ва постановки и реше задач. Психологич хар-ка готовности к обуч в школе. 1)развит познават сферы дошк-ка, интеллект зрелость, развит тонкой моторики руки и сенсомоторн координации. 2)соц. зрелость-стремление быть взрослым: а)развит аффективно-потребностной сферы - соц. мотивы учения, потреб в общ, оценке, познават. мотивация, овладение новыми знаниями; б)произвольность п-я - умение подчинять действие правилу, выполнять по образцу. Психич развит в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет - утрата наивности, непосредственности, манерничание; вызвано обобщением переживаний, реб-к осознает себя S-ом общественных отнош. Развивается самосозн, СО связана с оценкой учителя. Эмоции. Преоблада бодрое настроение, осознание св и понимание чуж эмоций. Происход формир-е нравственных чувств, интеллект, эстетических. Это связано с развитием ЦНС. Скрывают свои страхи. Бывает "школьный невроз". Адаптация к обучению в школе. Трудности: 1)режим, 2)коммуникативные, 3)отношение с учителем, 4)измен семейной обстановки. Уровни: 1)выс - внимателен, усваивает, решает, имеет благоприятный статус, рад школе; 2)сред - понимает, если подробно, усваивает основное, внимателен, если интересно, дружит; 3)низк - отриц. отнош к школе, нездоровье, сниж. настроение, осваивает плохо, нужен контроль, отдых, друзей нет. Успешность адаптации зависит от адекватности СО, семейного статуса и в группе, уровня подгот-ти, отношений с учителем. Развитие общения: 3 линии общения: ре-учитель, ре-взрослый, ре-сверстник. Сравнение учителя и родителя. Взаимоотноше опосредуются успешностью в учебе, статус завис от отноше учителя, особенно в начале, общ со сверстн своего пола. В начальной школе коллектив распадается на м. и д., возникает гр агрессия (д. плаксы, м. драчуны) - типичное проявление дифференциации. В кажд гр свои правила и ритуалы п-я, предатели презираются. Игры-женские и мужские. Половозрастное развитие: мальчики "задираются" не злобно, девочки - "жалуются" демонстративно. Развит познават сферы. Восприятие-слабо дифференцировано, эмоционально, не целенаправленно, путают время и пространство. Вн-е: развитие произвольного, легко отвлекаются, объем низкий, неустойчиво – необходима эмоциональная насыщенность урока. Память-произвольная, запоминается интересное, наглядное, развит самоконтроль, повторение. После развива логическая память, склад-я рацион способы запоминания. М-е: формир понятийное словесно-логическое, конкретное м-е м. приводить к ошибкам, сначала индукция, потом дедукция. Понятийное-функцион признаки предметов, после синтезируют, обобщают признаки. Операции развив от практически действенной (чувственной формы) к умственной. Представления о сохранении количества, массы, объема, веса. Переход к система обуч в школе изменяет ориентировку в окруж. Действит-ти, созда возмож усвоения картины мира. Новообраз: в дошк-ом возрасте - система подчинённых мотивов, готовность к системному обучению в школе; в младш-м школьном - мотив достижения, формирование дост-но зрелой самооц-ки.

www.righttransport.ru


Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности. Меняется и социальная ситуация развития, теперь она наз ...

Системы методов
Системой методов любой области знаний, в том числе истории психологии, определяется наличием реального фактического материала, с которым "работает" наука - ее источников. В широком смысле к ним можно отнести духовную и материальную культуру человеческой цивилизации. Конкретными источниками истории психологии являются тексты - ...

Формирование самосознания
Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружаю ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru