Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Страница 1

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях

Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромен ли человек или высокомерен, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки взаимодействующих людей.

На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причём человек сначала учится оценивать других, а потом уже себя. Лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.(41)

Сложившаяся самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который личность обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний влияют динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, в том числе и в супружеских взаимоотношениях. Уровень притязаний должен быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно заниженным, завышенным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.(32)

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые задачи (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он достаточно умён, способный, но выбирает цели попроще, чтобы не «перетрудиться», проявляя социальную хитрость). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, непосильные задачи, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованиям, фрустрации. Такая беспочвенная самоуверенность часто раздражает участников взаимодействия, вызывает конфликты.

Психологически заниженная самооценка, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей, либо быть орудием в руках других.

Чем выше притязания, тем большими должны быть результаты, достижения человека.

Низкая самооценка означает острую неудовлетворённость собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии.

Но неудовлетворённость собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженной самооценке; так у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознаётся расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которые он хотел бы обладать.(23)

Таким образом, становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению. Общение происходит на разных уровнях. Нас интересует внутрисемейное общение и взаимодействие супругов. Следовательно, возможно существует и определённая взаимосвязь между самооценкой личности партнёров по браку и супружеской совместимости, так как супруги постоянно находятся в процессе взаимодействия, взаимовлияния.

Страницы: 1 2


Заключение и выводы
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям. Эмоции – постоянный спутники человека, оказывающие влияние на все его мысли и поступки. Эмоциональная сфера личности является живым источником познания, выра ...

Самоподкрепление
До сих пор мы рассматривали, как люди регулируют свое поведение на основ внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосредственно. С точки зрения социально-когнитивной теории, однако, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в основном поведение человека регулир ...

Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на проявление дезадаптации школьников. Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru