Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Страница 1

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях

Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромен ли человек или высокомерен, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы. www.localtransport.ru

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки взаимодействующих людей.

На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причём человек сначала учится оценивать других, а потом уже себя. Лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.(41)

Сложившаяся самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который личность обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний влияют динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, в том числе и в супружеских взаимоотношениях. Уровень притязаний должен быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно заниженным, завышенным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.(32)

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые задачи (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он достаточно умён, способный, но выбирает цели попроще, чтобы не «перетрудиться», проявляя социальную хитрость). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, непосильные задачи, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованиям, фрустрации. Такая беспочвенная самоуверенность часто раздражает участников взаимодействия, вызывает конфликты.

Психологически заниженная самооценка, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей, либо быть орудием в руках других.

Чем выше притязания, тем большими должны быть результаты, достижения человека.

Низкая самооценка означает острую неудовлетворённость собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии.

Но неудовлетворённость собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженной самооценке; так у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознаётся расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которые он хотел бы обладать.(23)

Таким образом, становление самооценки и уровня притязаний личности происходит в процессе социализации непосредственно в процессе общения и взаимодействия партнёров по общению. Общение происходит на разных уровнях. Нас интересует внутрисемейное общение и взаимодействие супругов. Следовательно, возможно существует и определённая взаимосвязь между самооценкой личности партнёров по браку и супружеской совместимости, так как супруги постоянно находятся в процессе взаимодействия, взаимовлияния.

Страницы: 1 2


Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
Решение текстовых задач открывает большие возможности для включения учащихся в активную познавательную деятельность - поиск. Одним из приемов формирования творческой активности, развития мышления учащихся служит поиск логических основ условий текстовых составных задач. Логическая основа условия (ЛОУ) - это понятия и отношения между ним ...

Причины задержки развития речи у детей
При фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи отмечаются нарушения звуко-произношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития. [36, с.141] Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные. Механические нарушения вызываютс ...

Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru